За что римский понтифик отправил в отставку консервативного техасского епископа, открыто боровшегося с ЛГБТ-пропагандой и чрезмерно либеральной политикой папы?
Епископ Стрикленд не первый год открыто критикует синодальный путь Ватикана, поднимая "больные" для современной западной Римско-Католической Церкви вопросы: поддержку феминизма, повсеместную "инклюзивность" (посвящение в церковный сан всех, независимо от этнической принадлежности, пола и сексуальной ориентации, в т.ч. геев, лесбиянок и трансгендеров), массовую пропаганду ЛГБТ и одобрение абортов. При этом попавший в опалу Стрикленд - отнюдь не маргинал и ни в коем случае не диссидент, а хорошо образованный и харизматичный епископ формата Георга Генсвайна (личный секретарь предыдущего папы Бенедикта XVI, этим летом изгнанный из Ватикана домой в Германию лично Франциском). Поэтому неудивительно, что всего лишь за один день с момента спорного решения Франциска более 30 тысяч клириков подписали петицию против отставки во многих кругах популярного епископа Стрикленда. Впрочем, столь массовая его поддержка вряд ли возымеет эффект, лишь только укрепив Франциска в принятом решении разогнать "гадюшник церковных консерваторов" в угоду милому его сердцу "радужному стаду"...
Джозеф Стрикленд был назначен епископом Тайлерской епархии в Техасе в 2012 году папой римским Бенедиктом XVI. Под пристальное внимание Ватикана он попал в августе 2023 года после своего открытого письма папе Франциску с осуждением понтифика за проявленную гибкость при регулировании вопросов проникновения ЛГБТ в лоно церкви и снятия традиционного запрета на вступление священников в брак. Стрикленд подчеркивал, что католицизм не допускает ни однополых браков, ни внебрачных связей.
Фрагмент письма епископа Джозефа Стрикленда папе римскому Франциску:
"Злые и ложные идеи, проникшие в Церковь, заключаются в том, что Иисус – лишь один среди многих, и что нет необходимости в том, чтобы Его послание было распространено среди всего человечества. Через естественное право Бог установил, что брак заключается между одним мужчиной и одной женщиной.
Каждый человек создан по образу и подобию Божьему, будь то мужчина или женщина, и всем людям следует помочь открыть свою истинную идентичность как детей Божьих, а не поддерживать их в беспорядочных попытках отвергнуть свою неоспоримую биологическую и данную Богом идентичность".
Формально же отставка Стрикленда последовала за апостольским визитом – комиссией из выбранных самим же папой Франциском полностью лояльных ему епископов, которые оценивают "эффективность управления" епархией, опрашивая духовенство и мирян, и проверяют её финансовые дела. Основанием для расследования стали якобы поступившие в Ватикан жалобы техасских священников и местных жителей на "неортодоксальные заявления" Стрикленда.
Апостольский визит вообще как таковой негласно считается неким аналогом пиратской "чёрной метки" – это не столько последнее предупреждение, сколько знак понтификального гнева и предвестник скорой отставки.
При этом финансовые дела Стриклендовой епархии шли прекрасно: ежегодный "епископский сбор" – крупная сумма, из которой финансируются нуждающиеся приходы, – собирается здесь в полном объёме за полгода. Маленькая епархия также лидирует по количеству семинаристов. Но эффективность епископа в глазах Франциска – это не вовлечённость прихожан и воспитание молодых священников на смену, а умение "колебаться вместе с линией партии" и поддакивать амбивалентным высказываниям понтифика.
Неназванные источники западных СМИ в Ватикане отмечают, что причинами отставки Стрикленда послужили его твиты с обличениями Франциска – "и кое-что другое, что выявила проверка" (не заговор ли?!). Сам же Стрикленд считает, что это "другое" – его отказ поддерживать запрет Латинской мессы во вверенной ему Тайлерской епархии.
Епископу предложили уйти в отставку по собственному желанию, однако он отказался и был показательно уволен самим папой. Архиепископ Карло Мария Вигано, один из китов ватиканской дипломатии, сопоставив строгость папы к консервативному епископу с заметанием под ковёр грешков либеральной стаи, на этом фоне метко назвал шаг Франциска "трусливой формой авторитаризма".
Вот, во что превратилась великая католическая церковь...