Три правды режиссёра Быкова и дискуссия о профсоюзах
Тот, кто следит за лентами разного рода левых чатиков-пабликов-вконтактиков-ютубчиков, наверняка заметил, что в последние несколько недель их содержание существенно изменилось. На смену "теоретическим" дискуссиям на тему "можно ли считать программиста пролетарием" пришли более-менее осмысленные разговоры о том, что и как революционерам делать за пределами дивана и интернета. Ну, вот, хотя бы профсоюз организовать... И у многих возник вопрос: а нет ли какой связи между левачковой "дискуссией о профсоюзах" и выходом на экраны фильма Юрия Быкова "Завод"?
Рискнём ответить предельно серьезно: "Да, такая связь есть!" То есть, внезапно возникший в радикально-марксистских тусовках интерес к профсоюзной деятельности и морально-эстетический посыл "Завода" действительно связаны. Хотя и не так, чтобы уж очень прямо…
Надо бы ещё сделать небольшое отступление об авторской позиции самого Юрия Быкова; он про неё много чего сказал в разных интервью и беседах. Так вот, режиссёр снимал фильм вовсе не о классовой борьбе современного пролетариата. И даже не "социальное кино" о реальных проблемах. "Завод" задумывался как этакий "русский вестерн" в современных декорациях. А в вестерне должны быть разбойники (благородные и не очень), коварные злодеи, предатели, герои… Ну и, разумеется, "экшн" в виде стрельбы и мордобоя.
Всё это в "Заводе" имеется, но… как-то не впечатляет. Когда фильм смотришь на компьютере, возникает желание как раз именно эти "кровяные котлеты" пропустить. А самые "занудные разговоры" просмотреть ещё раз. Они интереснее. Почему?
А потому, что "русский вестерн" от вестерна американского должен отличаться огромной дозой "чернухи" и отсутствием хеппи-энда. Все в итоге должны оказаться мерзавцами и сволочами – и ворюга-олигарх, и бунтовщики-работяги…
И вообще не надо заблуждаться: фильм "Завод" должен был показать зрителю не классовую борьбу, а её бесполезность. Чтобы зрители твёрдо усвоили, что "нет её, этой справедливости". Отсюда и серьёзные диалоги, в которых мерзавец-олигарх эту истину обосновывает с обаянием Мюллера-Броневого из "Семнадцати мгновений весны".
Однако сам Быков зачем-то разместил в Интернете "покаянное письмо" о том, что фильм-де провалился в прокате, что он, режиссёр, во всём виноват, и вообще беда-печаль, больше денег на киносъемки не дадут…
Это довольно странная позиция для автора кинокартины, ставшей, как ни верти, культурным событием. Такие фильмы вообще не для прокатного успеха снимаются, а для премий и фестивалей. И они у "Завода" наверняка будут...
Что же тогда так расстроило режиссёра? И что напугало?
Дело в том, что, с точки зрения строгих законов жанра, фильм "Завод" и в самом деле не получился.
"Русский вестерн" не настолько увлекает, чтобы заставить забыть о фабуле, которая предельно убога: работяги решают захватить в заложники олигарха, чтобы выбить из него долги по зарплате.
Вот только непонятно, что они в случае успеха с этими деньгами будут делать? По ведомости через бухгалтерию получат, что ли? А государство со своими ОМОНами и СОБРами станет на это смотреть и умиляться? Как сказал бы Станиславский: "Не верю!"
Но при всём провале жанра "вестерна" и общей придурковатости фабулы "Завод" все-таки публику "зацепил". И даже заставил леваков спуститься из теоретических эмпиреев на грешную землю. То есть, какую-то глубинную правду жизни "глубинного народа" кино и в самом деле отразило… Но вот только какую? Да вот такую.
Неприятную, прямо скажем, но уж какая есть. Например, что в нынешних условиях собрать банду проще, чем создать профсоюз. И не потому, что "органы бдят", а потому, что пролетарии категорически не способны на большие коллективные действия. Пять-шесть работяг еще можно собрать воедино, но вот поднять пятьсот человек на забастовку – не-а, не выйдет-с… Это при том, что даже по нынешнему Трудовому кодексу задержка зарплаты более, чем на 10 дней является законным основанием для прекращения работы и даже забастовкой не считается.
Так что первая правда "Завода" состоит именно в точном описании нынешней психологии: либо тупое коллективное терпение, либо бессмысленный и беспощадный бунт одиночек. И ничего между…
Правда номер два тоже не утешает. Потенциальные вожаки стихийных протестов при всей своей брутальности постоянно оказываются по-детски наивны в ожидании справедливости, которую может установить правильный начальник, если только до него достучаться.
Ну, и третья правда. При всём обилии интернет-революционеров объяснять элементарные вещи даже самым недовольным пролетариям совершенно некому. Вот, не работают почему-то продвинутые и теоретически подкованные леваки на заводах, а со всеми прочими рабочие почему-то даже разговаривать не хотят. Ну, никак не получается соединить марксизм с рабочим движением через борьбу за права ЛГБТ и всеобщую толерантность...
А коли так, то придётся начинать со старых-добрых профсоюзов и борьбы за копейку к зарплате… Кто-то ведь этим занимается? Давайте его хоть в Ютубе покажем. А там, глядишь, что кто-то и на настоящем заводе замутит...
В общем, фильм "Завод" и в самом деле сработал "не в ту сторону", что продюсерам не понравится гораздо сильнее, чем потери чисто финансовые. И давать ли средства режиссёру Быкову на новый фильм они и в самом деле еще сильно подумают.
Идеология – она и при капитализме дороже денег...