Конъюнктура требует от грузинских православных отречения от Христа
Председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион сравнил кризис, спровоцированный действиями Константинопольского патриархата, с событиями 1054 года, когда от единой церкви отпали католики. Ни одна из поместных церквей не сможет остаться в стороне от происходящего. Некоторые уже определились, другие колеблются. Среди последних – Грузинская православная церковь (ГПЦ).
Это не может не удивлять, если учесть, что грузинское священноначалие всегда стояло на страже незыблемости церковных канонов. Так, ГПЦ в 2016 году отказалась от участия в собранном Варфоломеем на Крите "всеправославном" соборе… А теперь ГПЦ "в целом поддерживает автокефалию Украины".
Такова политическая повестка в Грузии, для которой Украина – "стратегический партнёр" в деле вражды с Россией. И вот, в Тбилиси дают понять, что помимо верности Христу, ГПЦ должна дружить с "миром", то есть сверять свою жизнь с сиюминутной политической конъюнктурой, формируемой в Грузии националистами.
Святой апостол Иаков недвусмысленно указал в своём первом соборном послании: "Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу".
Это как нельзя лучше иллюстрирует ситуацию, когда вровень с канонами ставятся политические интересы. Впрочем, на словах поддерживая стремления раскольников и политиканов, ГПЦ не форсирует окончательное решение. Там хотят вдумчиво изучить в подлиннике томас, затем дать высказаться другим поместным церквям, стоящим в диптихе выше ГПЦ. Это может затянуться на годы.
Понятно, что ГПЦ находится под давлением политических сил, стремящихся воспользоваться её авторитетом и превратить в рабочий инструмент для достижения своих целей. Впрочем, это происходит давно, и ранее православные Грузии находили в себе силы противостоять таким "наездам".
Сегодня же ГПЦ откладывает неизбежный выбор между христианством и язычеством (национализм, абсолютизирующий значение нации, и объявляющей её главной ценностью – суть поклонение твари вместо Творца). Насколько такое колебание приемлемо для христианина – вопрос риторический.
Как заметил один из грузинских теологов, признание украинских раскольников сделает ситуацию необратимой, поскольку зафиксирует отпадение ГПЦ от православия. Но и колебание в этом вопросе её отнюдь не укрепляет. И не успокаивает тех, кто требует от грузинской церкви отречения от Христа и церковных канонов.