Скандал с оскорбительным постом в соцсетях, размещенным главой узбекского землячества "Ватандош", вскрыл долго не замечаемую властями и обществом проблему существования в стране параллельных центров власти в виде этнических объединений
19 января Замоскворецкий суд Москвы отправил под арест главу узбекского землячества "Ватандош" Усмана Баратова, обвиняемого в возбуждении ненависти и унижении человеческого достоинства. Знатный 66-летний диаспорчанин в декабре разместил в "Одноклассниках" как бы шуточный пост про "яйца и петухов", в котором общественники усмотрели оскорбление российской армии. Неуклюжая попытка оправдаться в духе "меня взломали" и "это помощник не досмотрел" оказалась незачётной. Попутно выяснилось, что Баратов ранее отмечался неоднозначными высказываниями на тему межнациональных отношений с явным русофобским подтекстом и выпадами в адрес высших должностных лиц вплоть до главы государства. Разгоревшийся громкий скандал в соцсетях привлек внимание СКР, и теперь пожилому "юмористу" грозит 6 лет за решёткой. Разбираться дело в суде явно будет долго, и всё это время формальные и неформальные защитники будут прилагать недюжинные усилия, чтобы спустить его на тормозах. Допустить этого ни в коем случае нельзя, поскольку кейс Баратова вскрыл очень важную для страны проблему – растущее влияние этнических диаспор, ставящих себя вне российских законов. А насколько это опасно сегодня, когда Запад настойчиво ищет способ, как бы взорвать Россию изнутри, объяснять не нужно…
Уроженец Узбекистана Усман Баратов – не какой-то гастарбайтер, приезжающий-уезжающий на заработки, как можно подумать, а полноценный гражданин России. Начинал как торговец агропродукцией в Подмосковье, потом, развернувшись, ударился в политику. Сначала под флагом партии "Яблоко", потом в рядах "Партии роста" известного радетеля за интересы "гостей из ближнего зарубежья" бизнес-омбудсмена Бориса Титова, от которой Баратов в 2016-м пытался баллотироваться в Госдуму.
Не преуспев в завоевании депутатского мандата, сосредоточился на защите прав завозимых с родины предков "ценных специалистов" (он категорически не приемлет понятие "трудовые мигранты", считая его оскорбительным), для чего завел каналы во всех доступных соцсетях и основал землячество "Ватандош".
На протяжении всей своей политико-правозащитной деятельности (лет 10 как минимум) Баратов занимался тем, что сеял разумное, доброе, вечное разжигал межнациональную рознь, продвигая русофобские нарративы, требуя не использовать слово "русский", а только "российский", протестуя против экзаменов по русскому языку и регулярно возмущаясь заявлениями должностных лиц любого ранга, если они, как ему казалось, недостаточно почтительно отзывались о его подопечных.
От имени земляков настаивал, что никакой ассимиляции приезжих быть не должно, тем самым легализуя идею диаспоральной экстерриториальности. Мол, узбеки, таджики, киргизы и т.п. имеют право и в России жить по своим обычаям, дабы сохранить свою национальную идентичность, а если они вдруг вступят в противоречие с местными законами, то разбираться с этим должны не российские правоохранители, а "уважаемые люди", вроде него самого. А если вдруг, кто-то интересовался, почему бы уважаемым "гостям с юга" не сохранять свою самость в собственных национальных государствах, тут же переходил к оскорблениям и угрозам.
И если бы не злополучный пост про "петухов", наверное, Баратов и дальше безнаказанно "защищал права" земляков, поливая зловонными вербальными субстанциями Россию и русских.
Вины своей глава "Ватандош", естественно, не признал, настаивая, что его аккаунт взломали "плохие люди", а сам он – честный гражданин, который ничего не нарушал. Расчет понятен – до сих пор отечественные суды неохотно рассматривали дела по ч.2 ст.282 УК РФ в отношении представителей нетитульной нации и соответствующей правоприменительной практики не накопили.
Сейчас задача защиты Баратова состоит в том, что тянуть время, надеясь на то, что дело уйдет из поля зрения возмущенной общественности, а потом представить историю со скандальным постом как неудачную шутку и единственный эпизод его "противоправной деятельности". А там пойдут положительные характеристики с "места работы и жительства", апелляции к почтенному возрасту, ходатайства "уважаемых людей", перечисления разнообразных заслуг (вроде якобы предотвращенного "бунта" в одном из столичных аэропортов) и прочие "смягчающие обстоятельства", включая колодку загадочных "орденов", с коей Баратов любит позировать на фото. Глядишь, и закроют дело. В худшем случае, если уж совсем не повезет, приговорят к штрафу или дадут "условку".
Такого произойти не должно. Суд над главой "Ватандош" обязан стать показательным примером того, что никто, живя в России и зарабатывая здесь, не может безнаказанно унижать и оскорблять русский народ, противопоставляя себя ему и считая себя вправе нарушать отечественное законодательство, прикрываясь словами о сохранении "национальной культуры и идентичности".
Именно этим сегодня у нас исподволь занимаются многочисленные "землячества", "общины" и "диаспоры", которые уже много где на местах стали параллельными центрами власти, опутав сетями коррупции и кумовства официальные структуры.
И совершенно справедливо вице-спикер Госдумы Петр Толстой сравнил их с сицилийскими и корсиканскими мафиозными кланами, призвав "заканчивать с межнациональным либерализмом":
"В России не должно быть места параллельным структурам со своими законами, обычаями и властью. Только четкое следование нормам российского законодательства и поведения. Во всех остальных случаях – немедленная и жесткая реакция со стороны государства".
Это как раз то, чего диаспоры больше всего бояться. Поэтому-то от Баратова и поспешили откреститься его "коллеги". Тг-канал "Узбеки Москвы" написал, что "Усман Баратов не имеет и никогда не имел никакого отношения к узбекской диаспоре г. Москвы" (и ведь не поспоришь – он из Подмосковья), а президент Федеральной национально-культурной автономии "Узбеки России" Ибрагим Худайбердиев высказался в том духе, что деструктивные высказывания Баратова – "это мнение одного человека, это не мнение сообщества узбеков, проживающих в РФ".
Заметьте, слов осуждения нет. Есть только констатация того, что попавшийся глава "Ватандош" – сам по себе, а мы как бы отдельно. Это ни что иное как попытка представить скандал с Баратовым частным случаем, а самим остаться в стороне.
Будем надеяться, не получится, а правильные слова Петра Толстого станут руководством к действию для соответствующих структур и должностных лиц.