Инициатива главы СК РФ Бастрыкина может быть реализована через продолжение начатого в 2020 году процесса внесения точечных поправок в Конституцию, которые постепенно сформируют идеальный образ российского общества, одобряемый народом
Выступая на международной конференции "Державинские чтения" в Москве председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин заявил, что в Основном законе следует сформулировать государственную идеологию, без которой, по его мнению, общество не может существовать. Предложение главы СК подхватили в Госдуме, где уже готовы создать соответствующую рабочую группу. Мысль о том, что неплохо бы как-то скорректировать 13-ю статью Конституции, постулирующую, что "никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной", избавившись тем самым от еще одного рудимента ельцинской эпохи, не нова. Среди политиков и общественных деятелей, причисляющих себя к патриотам, весьма популярен нарратив, что многочисленные проблемы Отечества проистекают от отсутствия идеологии, и стоит только ее правильно прописать в Конституции, задав обществу единые ценностные ориентиры и обозначив цель, к которой идёт страна, как тут же всё чудесным образом разрешится. Пусть это и не совсем так, но в целом затея здравая – проблема только в том, как реализовать ее на практике, а главное, как добиться того, чтобы всё общество было согласно с тем, что станет для него путеводной звездой на десятилетия вперёд, и при этом не повторить ошибок, допущенных СССР и Незалежной дэржавой…
Что такое государственная идеология? Если оставить в стороне философско-правовые нюансы, то упрощенно – это декларация государством смысла своего существования, целей и задач, стоящих перед страной на долгую перспективу, а также способов и инструментов их достижения. При этом эти взгляды должны разделяться большинством, а в идеале всем обществом, и ключевыми политическими акторами, чтобы при смене власти в рамках демократических процессов не приходилось каждый раз перекраивать Основной закон.
К чему приводит игнорирование этих императивных требований показывает печальный опыт СССР, в чьей конституции образца 1977 года было чётко указана высшая цель – "построение бесклассового коммунистического общества, в котором получит развитие общественное коммунистическое самоуправление", и прописывались задачи, стоящие перед государством, в т.ч. "совершенствование социалистических общественных отношений и их преобразование в коммунистические, воспитание человека коммунистического общества" и т.д. Однако уже в годы "брежневского застоя", не говоря о более поздних временах, в достижимость этого почти никто не верил – слишком разителен был контраст между декларируемым идеалом, к которому всерьёз не стремились ни верхи, ни низы, и суровой реальностью.
Еще один негативный пример в этом плане – современная Украина, где в 2019 году прописали в Конституции "необратимость европейского и евроатлантического курса" страны. Те, кто впихнул туда эту формулировку, рассчитывали тем самым ускорить приём Незалежной в ЕС и НАТО, но вышло всё ровным счетом наоборот. Правда, вовсе не потому, что общество такое устремление не поддерживало (с этим у свидомых на подконтрольной им территории благодаря оголтелой пропаганде всё было как раз нормально), а потому, что достижение поставленной цели зависело не столько от Украины, сколько от Брюсселя и Вашингтона, обусловивших своё будущее возможное согласие конфронтацией с Россией.
А что мы сегодня могли бы прописать в качестве глобальных ценностных ориентиров? Что способно объединить либералов и консерваторов, левых и правых, белогвардейцев и коммунистов, ностальгирующих по двум "враждующим" эпохам, представителей всех этносов и конфессий? Наверное, только стремление сделать нашу державу сильной и благополучной, чтобы сама принадлежность к ней вызывала гордость у каждого. Но это, по сути, эквивалент пресловутого "за всё хорошее, против всего плохого", что как бы и так априори зафиксировано в Конституции, причем не только в нашей.
В остальном, в т.ч. в способах и путях достижения этого абстрактного общего счастья, к согласию в рамках дискуссии прийти невозможно, можно только навязать, но это будет некрепко и ненадолго. Уж очень сильно атомизировано российское общество стараниями либералов, десятилетиями руливших в образовании, культуре, СМИ и других сферах, влияющих на формирование мировоззрения. И быстро преодолеть это, сплотив весь народ вокруг общей глобальной идеи, не получится.
Наверное, уместнее сегодня не пытаться её найти и чётко сформулировать, а двигаться постепенно, продолжая процесс, начатый в 2020-м году, когда принятые на референдуме поправки в Основной закон отчасти уже отражали элементы того, что можно назвать идеологией. Например, закрепление понятия брака как союза мужчины и женщины, приоритета национального законодательства над международным правом, упоминание русских как государствообразующего народа, нацеленность на сохранение бережного уважительного отношения к прошлому страны, запреты на оболгание подвигов защитников Родины и призывов к отчуждению территорий.
Теперь обсуждение можно возобновить, находя другие точки консенсуса. Почему-то кажется, что вряд ли встретит серьезное возражение фиксация в Конституции категорического неприятия любых форм проявления нацизма и религиозного экстремизма, чуждых российскому менталитету и догматам ведущих религий нравственных ценностей.
Так постепенно со временем сложится цельная картина, которую мы будем вправе считать государственной идеологией. Может, тогда и термин для обозначения всей совокупности разбросанных по разным статьям Конституции взглядов на идеальное в нашем понимании общество появится, который и будет вписан в преамбулу ее обновленной редакции.
Путь этот не быстрый, но в нынешних условиях единственно верный.