Несмотря на предупреждения специалистов, руководство ФСИН долго закрывало глаза на формирование и укрепление "тюремных джамаатов". Удастся ли загнать выпущенного джина обратно в бутылку?
Недавно сотрудникам ИК-6, что в поселке Мирный Нижегородской области, удалось предотвратить побег, который готовили отбывающие наказание исламские радикалы. Три отморозка, активно пропагандировавшие среди заключенных идеи джихада, собирались с ножами и заточками напасть на охранников. К счастью, абу-бандитов вовремя нейтрализовали. Но примечателен этот случай тем, что в комментариях СМИ он шел в тесной связке с терминами "зелёная зона" и "тюремные джамааты", которые в последнее время основательно прописались на информационных лентах. В июне зэки из числа последователей запрещенного в РФ "Исламского государства" захватили заложников в Ростовском СИЗО, устроив политическую акцию в поддержку упырей, расстрелявших мирных людей в "Крокусе". В ходе штурма преступников уничтожили. В августе аналогичный инцидент произошел в ИК-19 в Волгоградской области. И снова штурм, погибшие сотрудники ФСИН, ликвидация отморозков. А кто "герои дня"? Опять исламские радикалы из "тюремных джамаатов". Не слишком ли часто поднимают голову исламские фанатики в российских исправительных учреждениях? Откуда они там завелись? И возможно ли сегодня пресечь это крайне опасное явление? Попробуем разобраться…
Специалисты о существовании "тюремных джамаатов" и "зеленых зон" узнали не вчера, а больше 10 лет назад. Ещё в ноябре 2013-го вице-президент Российской криминологической ассоциации доктор юридических наук, профессор Виктор Меркурьев выступил на проходившей в Москве на базе Академии ФСИН России Международной научно-практической конференции с докладом "О мерах по противодействию распространению в исправительных учреждениях радикализма, религиозного экстремизма".
Секрета из своих наработок эксперты не делали – доклад и материалы конференции есть в свободном доступе. Уже тогда участники форума без всяких виляний отметили "активное внедрение и распространение среди лиц, содержащихся и отбывающих наказание в учреждениях УИС, экстремистской идеологии, ставящие своей целью подрыв основ государственного строя и территориальной целостности России, строительство исламского халифата".
При этом профессор Меркурьев описал процесс возникновения и устройство этого опасного организма. Согласно выкладкам учёного, основатели "тюремных джамаатов" – террористы с Северного Кавказа и из стран Средней Азии, которые после Второй чеченской войны подались в Ирак и Сирию. После разгрома "ИГ" на Ближнем Востоке многие из тех, кто выжил, вернулись на родину в качестве инструкторов, вербовщиков, проповедников и специалистов по созданию законспирированных бандитских сетей, сохраняющих тесные связи с "материнской" структурой. Проникла эта зараза и в отечественную пенитенциарную систему.
Ни для кого не секрет, что человек, попадая в тюрьму или на зону, рискует стать жертвой тех, кто "живет по понятиям" – не то сказал, не туда сел, не с тем поздоровался – и привет. А "зеленая" группа принимает к себе и берёт под защиту даже "отверженного", объясняя: мол, мы братья, давай к нам, прими ислам, и мы тебя в обиду не дадим.
При этом "тюремный джамаат" с легкостью идет на конфликт с уголовными авторитетами. Красноречивый пример: летом 2017-го в одной из колоний Тывы исламский радикал вступил в конфликт с "законником" Русланом Гегечкори (Шляпой Младшим), ударив того по лицу. Уязвленный Шляпа с "братвой" ворвались в молельную комнату, где отдубасили обидчика и его "зеленых" собратьев. Вслед за этим на зону пришла "малява": как только Гегечкори выйдет на свободу, ему отрежут голову. Пришлось прятать его от мести исламистов в другой колонии.
"Тюремный джамаат" возглавляет лидер – амир, у которого есть помощники (наимы). Каждый курирует какое-либо направление деятельности – один "решает" юридические вопросы, второй придумывает, как противодействовать администрации, третий собирает информацию о сотрудниках учреждений, четвертый отвечает за вербовку новых адептов и т.д.
В "джамаате" царит строгая дисциплина. За проступки, как в армии, предусмотрены различные наказания – "холодное отношение", физическое воздействие, изгнание. Так что не стоит думать, что исламисты на самом деле культивируют в местах, не столь отдаленных, какое-то братство. За болтовней о нём скрывается каркас организации и внутренние отношения, которые намного жестче уголовных понятий.
Как и у классической "братвы" у "джамаатов" есть свой "общак" – байтуман, который состоит из продуктов питания, предметов первой необходимости, сигарет, одежды и, конечно, денег, хранящихся на картах членов группы, которые находятся на свободе.
Обязательным атрибутом является флаг "джамаата" – полотнище из черной ткани, на которую белой краской на арабском языке нанесена шахада (свидетельство в вере).
Таким образом, еще в 2013-м правоведы пришли к выводу, что "создание "тюремных джамаатов", помимо общей дестабилизации оперативной обстановки в местах лишения свободы, может быть направлено на подготовку и снабжение экстремистских и террористических организаций, действующих как на территории РФ, так и за ее пределами, новыми боевиками из числа освобождающихся подозреваемых, обвиняемых и осужденных".
Прошло 10 лет, и за это время проблема стала ещё острее.
Теперь главный вопрос: можно ли бороться с этой заразой? Если отвечать формально, то, конечно, можно. Во всяком случае, к высказанным на конференции 2013 года аналитическим выкладкам специалисты то и дело возвращались, дополняя их свежими фактами и наблюдениями. Один из примеров этого процесса – подготовленные в 2020 году Пермским институтом ФСИН методические рекомендации "Профилактика распространения религиозного экстремизма в исправительных учреждениях и следственных изоляторах ФСИН России".
Однако время показало, что научной мысли теоретиков ведомства явно недостаточно для того, чтобы потушить разгорающийся пожар. О том, как можно попытаться решить эту проблему на практике, мы расскажем в следующем материале.