Спекулируя на "трагедии беженцев-мусульман", западные манипуляторы от истории сознательно умалчивают о главной причине прихода русских войск на Кавказ в XIX века – положить конец работорговле
В этом году парламент Абхазии выделил созданному в республике Фонду репатриации, осуществляющему поддержку представителей диаспоры и занимающемуся сохранением языка и культуры абхазов за рубежом, полмиллиона рублей на "проведение конференции и памятных мероприятий, посвященных Дню памяти жертв Русско-Кавказской войны", который отмечается 21 мая. Если учесть, что большая часть доходной части абхазского бюджета формируется за счет финансовых вливаний из России, не будет большим преувеличением сказать, что эти мероприятия будут фактически оплачены Москвой. Кто-то скажет: не стоит считать деньги в чужом кармане, и разве плохо, что абхазы сохраняют память о трагических страницах истории предков. Конечно, дело не в деньгах, а бережное отношение к прошлому своего народа стоит только приветствовать. Вот только в последнее время 21 мая в Абхазии не без влияния извне превращается в событийный повод для предъявления претензий исторического свойства к России, как это давно происходит в странах, где проживают потомки выходцев с Кавказа, исповедующие ислам, обобщенно называемые там черкесами. В сегодняшнем материале мы расскажем, как Запад спекулирует на теме национальных обид кавказских народов, и о чем сознательно забывают те, кто тиражирует в Абхазии русофобскую версию кровавых событий XIX века, именуемых Кавказской войной…
День памяти жертв Кавказской войны приурочен к дате ее формального окончания – 21 мая 1864 года. Тогда в горном ауле Кбаадэ, где сегодня расположен всемирно известный курорт Красная Поляна, состоялся парад русских войск, который принимал брат императора Александра II великий князь Михаил Николаевич, и был отслужен благодарственный молебен по случаю окончательной победы над непокорными горцами. Одним из следствий почти полувековой Кавказской войны стал массовый исход живших в присоединенном к России регионе мусульман в Османскую империю.
Эта памятная дата ежегодно отмечается в Адыгее, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и зарубежных странах, где есть крупные черкесские диаспоры – Турции, Германии, Иордании, США, а в Абхазии 21 мая официально объявлено "государственным памятным днём скорби".
Но если в России в этот день вспоминают всех жертв кровавых событий XIX века на Кавказе без деления по национальному признаку, то за рубежом он неизменно служит событийным поводом для предъявления исторических претензий к Москве от имени далеких потомков махаджиров (мусульман, переселившихся в страны ислама по религиозным соображениям). К сожалению, и в "братской" Абхазии есть те, кто не прочь 21 мая припомнить России "обиды прошлого".
Уже многие годы на Западе пытаются превратить трагедию махаджиров в инструмент разжигания русофобии и откровенной ненависти ко всему русскому. Американские, турецкие и западноевропейские политтехнологи стремятся свести историю взаимоотношений русских и черкесов к геноциду, который якобы устроила Россия, осуществляя агрессивную экспансию на Кавказе в XIX веке.
Рис. 1. День памяти жертв Кавказской войны в Турции
Цель этих действий состоит в закреплении в массовом сознании четкого стереотипа: Россия, как виновница "черкесского геноцида", в неоплатном долгу перед потомками махаджиров. Ставка сделана на взращивание обид и ненависти к России и русским, которые должны послужить питательной средой для разжигания межэтнических конфликтов на Кавказе.
Несколько лет назад страны Запада во главе с США настойчиво требовали от России "разрешить зарубежным черкесам вернуться на землю предков", настаивая, чтобы она открыла границы для всех желающих вернуться потомков махаджиров. Авторы этой затеи рассчитывали устроить нашей стране ловушку: если Россия отказывается – на неё сыплются обвинения чуть ли не в продолжении колониальной политики, если соглашается – получает такой же хаос, какой случился в Европе при наплыве миллионов беженцев из Африки и с Ближнего Востока. Представьте только – десятки тысяч отнюдь не доброжелательно настроенных к России и всему русскому людей, не знающих ни русского языка, ни российских законов, вдруг оказываются в регионе с не самой благополучной экономической ситуацией… Чем это чревато? Только социальным взрывом, да еще и с этно-конфессиональной подоплекой. И то, что российские власти не пошли на поводу у провокаторов уберегло Северный Кавказ от очень неприятных последствий.
Другой вопрос, который следует задать нашим абхазским (и не только) друзьям, а кого мы следует считать "жертвами Русско-Кавказской войны"? Только несчастных изгнанников или все-таки стоит расширить рамки?
Рис. 2. Памятник махаджирам в Сухуме
Нельзя ведь отвернуться от того факта, что кровавые и трагические события 1817 – 1864 гг. на Кавказе не были войной в привычном смысле, хотя Запад упорно навязывает упрощённую, и даже плутовскую схему: мол, русские решили вдруг ни с того ни с сего воевать с "гордыми и свободолюбивыми" кавказскими народами, чтобы занять их земли. Кстати, успеху такой манипулятивной подмены у доверчивых иностранцев способствует то, что именно так и поступали англичане, французы, американцы, испанцы, немцы. Но не Россия, и об этом прекрасно знают, но не любят говорить на Западе.
Россия пришла на Кавказ по двум причинам. Первая – Империи был нужен выход к Черному морю (на то она и Империя, а не вотчина какого-нибудь кавказского князька). Тем более, что черноморское побережье Кавказа уже активно осваивали турки, подстрекаемые англичанами и французами.
Вторая причина, пожалуй, даже боле важная – России было необходимо как можно скорее прекратить работорговлю, которая процветала на Северном Кавказе и в Крыму.
Большие работорговые рынки действовали в Сухум-кале (Сухуме), Анапе, Туапсе, Еникале (Керчи), крымской Кафе (Феодосии). Геленджик, где сегодня нежатся туристы, был крупнейшим центром торговли женщинами и девушками. Вот какой "бизнес" и какая "экономика" существовали на нашем нынешнем черноморском побережье. Неудивительно, что "турку, чтобы обогатиться до конца жизни, требовалось лишь 5-6 удачных рейсов к берегам Кавказа". При этом крупные купцы потерю даже 9 судов с невольниками полностью окупали всего одной удачной сделкой.
Рис. 3. Кавказский абрек возвращается из набега с "добычей"
Так неужели Российская Империя должна была вечно смотреть, как её "добрый" сосед Кавказ, не имея ни промышленности, ни серьёзной науки, ни централизованной власти, с которой можно было бы вести хоть какой-то диалог, пробавляется исключительно грабежами и работорговлей? А когда работорговцам, ворующим у императора подданных и продающих их в рабство, Россия прищемила хвост, с подачи англичан в Европе начался вселенский вой о "варварском русском нашествии" на земли "невинных горцев ". Или Россия должна была сама к определённому сроку передавать кавказским работорговцам и их турецким "бизнес-партнёрам" очередную партию невольников? Неужели тогда бы её назвали не варварской, а цивилизованной страной?
И если быть до конца объективными и справедливыми, давайте все вместе соберём деньги на памятник жертвам кавказских работорговцев и установим его в Сухуме. Тем более, что от этого грязного "бизнеса" страдали не только русские, но и представители своих, кавказских народов и народностей.
И ещё несколько слов о памяти и памятниках… Если мы начали диалог об истории, давайте считать по гамбургскому счёту. Вы увязываете приход России на Кавказ исключительно с исходом махаджиров? Ваше право. Но тогда, говоря об участии России и русских в жизни Кавказа и конкретно Абхазии, давайте вспомним и тех, благодаря кому этот край стал куда более развитым и цивилизованным, нежели прежде. Например, русского купца первой гильдии Николая Игумнова, благодаря которому Абхазия прославилась своим уникальным мандариновым агрокомплексом.
Рис. 4. Н.В. Игумнов (1855 - 1924 гг.) - создатель "мандариновой фабрики" Абхазии
Вспомним, и решим, кто больше сделал для абхазов – свои сбежавшие непримиримые, или приехавший из Ярославля русский предприниматель-энтузиаст. Ведь именно в результате реализации его инициатив Абхазия стала и до сих пор является мировой "мандариновой фабрикой", а огромное количество абхазских семей смогли трудиться и прилично зарабатывать. Кстати, после революции Николай Игумнов остался в Абхазии, добровольно передал все свои мандариновые плантации советской власти и трудился на них простым агрономом вплоть до своей смерти.
Может, абхазам стоит подумать о том, чтобы когда-нибудь отдать дань уважения и памяти и ему, а не только предъявлять России исторические обиды за Кавказскую войну?