3D-модели вместо живых манекенщиц, виртуальные показы, замена дизайнеров искусственным интеллектом – временный способ избежать кризиса в условиях коронавируса или долговременная тенденция?
Уже полгода гуляющий по планете и не спешащий оставить человечество в покое коронавирус необратимо изменил привычные представления об организации трудового процесса. Чтобы снизить издержки в период охватившего всю планету экономического кризиса, все больше компаний по всему миру отказываются от офисов, переводя своих сотрудников на удаленный режим работы и широко внедряя инновации. Одной из наиболее пострадавших от введенных в связи с пандемией ограничений сфер стала фэшн-индустрия. Работающие в ней компании и модные бренды видят выход из ситуации в переходе при продвижении своей продукции в виртуальный режим и диджитализации процесса ее создания. Как это сегодня работает на практике, что готовы предложить потребителям модные дома вместо традиционного шопинга по бутикам в условиях карантина, и насколько реальна перспектива замены живых дизайнеров компьютерными программами?
Эксперименты с внедрением в фэшн-индустрию технологий искусственного интеллекта (ИИ) и диджитализация процесса создания модной одежды начались еще до пандемии COVID-19.
Так, еще в 2017 году онлайн-ритейлер Amazon выпустил инновационную камеру Echo Look – небольшой гаджет с искусственным интеллектом и голосовым управлением. Встроенная в него камера позволяла делать фотографии в полный рост и снимать панорамные видео. Специально для этого устройства было выпущено приложение Style Check, которое на основе фото пользователя давала рекомендации, с чем лучше сочетать вещи из его гардероба, чтобы выглядеть наиболее выигрышно.
В 2019 году берлинское агентство Trashy Muse устроило первый в мире подиумный показ с участием виртуальных моделей-аватаров во время недели моды SS20 в Париже. Но тогда эти события были локальными и не вызвали большого резонанса.
Именно коронавирус дал мощный импульс переводу фэшн-индустрии в онлайн, стимулировав процесс ее цифровизации.
Одним из первых этот тренд уловило китайское подразделение британского бренда Burberry, широко применяющее технологии ИИ при создании своих разработок с использованием различных материалов и текстур вплоть до фанеры и зеркал, а также снабжающее все этикетки QR-кодами. В Нью-Йорке, в центре Cadillac House, этой весной открылся магазин Retail Lab, являющийся живой демонстрацией внедрения инноваций и позволяющий дизайнерам изучать новые технологии обслуживания розничных покупателей на практике. Развивая опыт Trashy Muse, бренд HANIFA провел первый 3D-показ, полностью заменив живые модели виртуальными, созданными при помощи искусственного интеллекта.
Сегодня многие бренды разрабатывают наряды с климат-контролем, трехмерной печатью, "умную" одежду, синхронизированную с телефоном. Успешным примером такой деятельности является коллаборация онлайн-ритейлера Zalando и компании Google, которые запустили проект Project Muze – нейронную сеть с потенциалом творческого обучения, способную самостоятельно проектировать модели одежды с учетом модных трендов.
При этом за последние полгода многие процессы стали более автоматизированы: дизайнеры транслировали свои показы онлайн, проводили съемки по FaceTime, создавали одежду для диджитал-моделей, которые крупные бренды стали все шире использовать в своих рекламных кампаниях.
Разрабатывается все больше приложений для мобильных устройств, которые транслируют реальность в виртуальных пространствах. Например, приложение GOAT позволяет померить дизайнерскую обувь с помощью камеры телефона, приложение DREST дает возможность примерить на себя весь ассортимент магазина Fatfetch, на сайте MARK.MODA можно создать по заданным параметрам своего виртуального аватара и посмотреть, как будет выглядеть на нем та или иная одежда.
Параллельно наметилась тенденция к замене искусственным интеллектом живых модельеров. Как сообщает портал The Blueprint, разработчики Amazon представили алгоритм, который может выполнять функции дизайнера. Система, работающая на базе технологии ИИ, анализирует изображения одежды, выделяет стили и тренды, а затем делает собственные эскизы. При этом алгоритм не копирует увиденное полностью, а лишь опирается на него, чтобы создать новую вещь.
Стоит ли ожидать, что фэшн-индустрия полностью перейдет под управление искусственного интеллекта после того, как закончится коронавирус?
Преимуществами ИИ в области дизайна является возможность работать в режиме многозадачности и производить персонализацию контента, создавая при этом несколько возможных вариаций. Человек тоже может выполнить тот же объем работы, но с затратой больших усилий и времени.
Искусственный интеллект способен, основываясь на ленте социальной сети, анализировать данные и выстраивать концепции, а также фильтровать предпочтения в зависимости от имеющейся информации. Например, в Instagram в рекомендациях появляются те публикации, которые соответствуют подборкам и тематикам чаще всего просматриваемых конкретным пользователем. Дизайнерам требуется много времени на просмотры глянцевых журналов и записей с недель мод, изучение блогов, Telegram-каналов, в то время как при помощи технологий ИИ можно буквально за несколько минут проанализировать все важные события и получить необходимые данные. То же самое можно сказать о возможностях создания большого количества вариаций какого-либо товара, продукта, бренда.
Несмотря на значительные преимущества у ИИ есть и недостатки, которые как раз и говорят о необходимости присутствия самого человека. Так, нейросеть плохо распознает и перенимает эмоциональные состояния. Человек живет в обществе, постепенно приспосабливаясь и привыкая к общению и взаимодействию со спектрами эмоций других людей, в то время как ИИ не наделен такой возможностью. Работа с эмоциональной составляющей необходима для определения волнений не только конкретного индивида, но и общества в целом, по этой причине дизайнер будет играть роль наставника, который направит работу машины в нужное русло.
Еще одним недостатком ИИ является невозможность быть оригинальным, у него отсутствует творческое мышление, все опирается на шаблоны. Кроме того, у ИИ нет моральных и этических норм, так как они не имеют единиц измерения, которые можно ввести в программу. Важный нюанс: широко доступным искусственный интеллект станет очень нескоро ввиду своей стоимости и предоставляемой ценности.
Тем не менее, в перспективе ИИ способен заменить дизайнеров, но только в том формате, в котором они присутствуют сейчас. Развитие индустрии предполагает формирование нового поколения дизайнеров с расширенным набором функций, которые из создателей превратятся в кураторов, наделяющих умные машины своими идеями и знаниями. Чтобы инновации не смогли полностью заменить человека, ему нужно научиться постоянно адаптироваться к новым условиям, придумывать новые продукты, отвечающие современным условиям, став сторонником изменений, а не их противником. Именно это один из главных уроков, которые представители фэшн-индустрии должны вынести из нынешней ситуации.
Многие профессионалы уже используют программы, основанные на базе искусственного интеллекта, которые позволяют анализировать большие массивы данных, проводить статистику и анализ конкурентной среды, а это – бесценное преимущество в условиях возросшей конкуренции на фоне кризиса, вызванного коронавирусом.
В дальнейшем развитие технологий станет мощным инструментом для реализации и ведения бизнес-процессов. Несмотря на большое количество преимуществ у умных машин, они могут являться лишь вспомогательными инструментами, наставниками которых будут люди, обладающие профессиональными знаниями и инструкцией по эксплуатации искусственного интеллекта. Но при этом процессы ускоренного внедрения ИИ и виртуализации моды, вызванные COVID-19, остановить уже невозможно. У тех, кто это не сможет либо не захочет осознать, будущего в пост-ковидном мире не будет.