Создание Фанаром Викариата приходов славянской традиции в Америке призвано расколоть православных за океаном, подорвав позиции Московской патриархии и ее союзника Православной церкви Америки
9 марта глава Архиепископии Константинопольского патриархата в США архиепископ Элпидофор (Ламбриниадис) объявил о создании в своей епархии новой структурной единицы – Викариата приходов славянской традиции в Америке. Этому шагу предшествовали безуспешные переговоры Элпидофора с главами иных действующих в США православных номинаций на предмет их объединения под эгидой Вселенского патриарха Варфоломея. Не сумев договориться с "коллегами" по-хорошему, Константинополь решил сыграть на обострение, санкционировав образование новой раскольнической структуры, которая должна будет составить конкуренцию в борьбе за прихожан Русской православной церкви заграницей, в 2007 году объединившейся с Русской православной церковью, Православной церкви Америки и заокеанским филиалам других православных церквей, выступающих на стороне Московской патриархии в конфликте с Фанаром. Тем самым Вселенский патриарх Варфоломей открыл новый – американский – фронт в развязанной им церковной войне за гегемонию в мировом православии. Попробуем разобраться, есть ли какие-то перспективы у свежеиспеченного "Викариата", что за люди встали во главе этого проекта, и насколько существенный вред он способен нанести Москве и ее союзникам на американской земле?
С начала этого года в противостоянии Константинопольской православной церкви (КПЦ) и Русской православной Церкви (РПЦ), спровоцированном решением Вселенского патриарха Варфоломея об образовании в декабре 2018 года раскольнической Православной церкви Украины, наблюдалось затишье. У некоторых наблюдателей даже возникло ощущение, что на фоне распространения по планете коронавируса COVID-19 конфликтующие стороны установили некое подобие "водяного перемирия", которое должно способствовать объединению усилий представителей всех конфессий в борьбе с общей напастью.
Увы, если такое негласное соглашение между двумя враждующими лагерями в мировом православии и было, то продлилось оно недолго. В начале марта Константинополь перешел в очередное наступление, нацелившись на США.
По поручению Варфоломея его представитель на американской земле архиепископ Элпидофор инициировал переговоры с иерархами иных представленных в США православных номинаций, в т.ч. Сербской и Болгарской православных церквей. На отдельную беседу пригласили даже предстоятеля Православной церкви Америки митрополита Тихона Молларда, отношения которого с греком Элпидофором трудно назвать братскими.
Впрочем, переговоры – не вполне подходящее слово для описания того, что происходило на встречах эмиссара Фанара с "коллегами". Им без обиняков предлагалось перейти под юрисдикцию Константинопольского патриархата. Существенный нюанс: все, с кем встречался Элпидофор, включая Молларда, в той или иной форме поддерживают позицию Москвы в ее конфликте с Варфоломеем.
Неизвестно, какие "плюшки" и бонусы предлагал им греческий архиепископ за ренегатство, но священники не дрогнули, ответив на предложение фанариота, больше похожее на ультиматум, решительным отказом.
Оказалось, что на этот сценарий у Фанара был заготовлен план Б. 9 марта, после того, как стало ясно, что переговорный процесс провалился, Элпидофор провозгласил создание Викариата приходов славянской традиции в Америке. Подчиняться эта структура будет Арихепископии Константинопольского патриархата в США, т.е. непосредственно владыке Элпидофору.
Главой нового "Викариата" назначен архимандрит Александр (Беля), являющийся настоятелем Храма св. Матроны Московской в Майами. В сентябре 2019 года этот 39-летний уроженец Закарпатья со скандалом покинул Русскую православную церковь заграницей (с мая 2007 года РПЦЗ является самоуправляемой церковью в составе Московского патриархата), перейдя под юрисдикцию КПЦ.
Подконтрольные Беле медиа-ресурсы попытались представить создание "Викариата" долгожданным ответом на чаяния живущих в США православных из числа этнических славян.
С сайта Храма св. Матроны Московской в Майами (stmatrona.com):
"Архиепископ Елпидофор, имя которого означает "Приносящий надежду", дал всем нам, выходцам из славянских стран, надежду и уверенность, что в будущем общими усилиями принесем пользу и сделаем вклад в развитие и укрепление Православия в Америке. Благодарим владыку Елпидофора за его миротворческую деятельность на благо Церкви".
Однако это не более чем попытка выдать желаемое за действительное. В состав "Викариата" вошли всего три общины – помимо Храма св. Матроны Московской, это монастырь св. Николая Чудотворца в Форт-Майерсе, штат Флорида, и собор св. Иоанна Предтечи в Бруклине, штат Нью-Йорк. Первый подчиняется все тому же архимандриту Александру, а настоятелем бруклинского собора является … его отец, протоиерей Александр Беля.
Все три составляющих "Викариата" являются частями мини-империи семейства Беля, созданной в Штатах в 2009 году. Тогда предприимчивые закарпатские священники, которым стало неуютно на родине, где их стали подозревать в махинациях со средствами прихожан, направили письма сразу в пять православных юрисдикций, действующих в США, с просьбой благословить открытие прихода. От четырех адресатов пришел отказ (видимо, их смутила репутация просителей), положительно ответила только РПЦЗ.
Принцип, положенный кланом Беля в основу своей деятельности, прост: встроившись в структуру той или иной православной номинации, они создают приход, регистрируют связанные с ним некоммерческие структуры, подыскивают спонсоров, осваивают все доступные виды околорелигиозного бизнеса (гостиницы для паломников, приобретение за бесценок пришедших в упадок объектов церковной недвижимости, получение пожертвований, продажа предметов культа и т.п.), замыкая все финансовые потоки на себя. Учредителями и членами правлений всех созданных при приходах структур выступают только представители семьи. Третьи лица в их число не допускаются.
Окопавшись и освоившись в Бруклине, Беля обратили свои взоры на юг. Объектом их экспансии стал штат Флорида. Оставив папу хозяйничать в Нью-Йорке, младшие Бели – Александр и Иван – открыли в небольшом арендованном помещении в Майами приход св. Матроны Московской и зарегистрировали фонд, от имени которого развернули масштабную кампанию по сбору средств на строительство храма с пятью куполами в престижном районе Санни-Айленд. Используя оставшиеся папины связи на Украине, братья заполучили в Майами мощи святых угодников Киево-Печерской лавры, что способствовало рекламе их бизнес-проекта.
Спонсоры нашлись, но Беля их элементарно кинули. Вместо строительства нового храма, они приобрели где-то на выселках Майами ветхое, запущенное здание бывшей протестантской церкви 1906 года постройки. Предприимчивые братья заявили, что на сделку ушли все собранные деньги – два миллиона долларов, однако у многих жертвователей по этому поводу возникли вопросы. Как бы то ни было, после косметического ремонта в 2015 году Храм св. Матроны Московской был торжественно открыт в присутствии десятков иерархов и священников РПЦЗ.
При этом на сайте stmatrona.com до сих пор висит объявление с просьбой помочь в сборе средств на погашение кредита, якобы взятого братьями в одном из америкнских банков, название которого не указывается.
Рис. Объявление с сайта Храма св. Матроны Московской в Майами.
Следующим этапом в построении православной бизнес-империи Беля стало приобретение ими в 2016-м 12 акров земли в Форт-Майерсе (штат Флорида) с расположенным на них пришедшим в упадок монастырем РПЦЗ, где доживала свой век последняя насельница. При вновь открытом монастыре св. Николая тут же было зарегистрировано НКО. Привлекать монахов и паломников предполагалось мощами основателя монастыря Иоанна (Люиса), фигуру которого братья рассчитывали "раскрутить" за счет проведения параллелей его жизни с житием популярного у американских православных святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского.
Руководство РПЦЗ было наслышано о "художествах" семейства Беля, но до недавнего времени предпочитало не выносить сор из избы. Терпение иерархов лопнуло, когда в прошлом году архимандрит Александр вознамерился занять пустующую кафедру Флоридского епископа РПЦЗ, для чего якобы заручился поддержкой в окружении патриарха Кирилла. По указанию предстоятеля РПЦЗ митрополита Илариона была образована комиссия по расследованию махинаций в храме св. Матроны, а его настоятелю было запрещено совершать службы до завершения ее работы.
Узнав об этом, отец Александр тут же объявил о переходе в КПЦ. Через полгода после измены проходимец дождался своего звездного часа, став главой вновь образованного "Викариата". Вишенкой на торте является то, что в число клириков новой структуры, помимо отца и сына Беля, вошел еще один раскольник – бывший управляющий делами неканонической Белорусской автокефальной православной церкви протоиерей Иоанн Спасюк.
То ли на Фанаре невнимательно изучали "трудовую биографию" своего нового "сотрудника" и его родственников, то ли посчитали, что предприимчивость, деловая хватка и связи Белей в русской общине (поговаривают о небескорыстной и взаимовыгодной дружбе архимандрита Александра с супругами Богатовыми – владельцами фирмы "Майами-Мама", занимающейся завозом беременных женщин для родов в Штаты, что дает их детям право на американское гражданство) компенсируют репутационные издержки. Возможно, свою роль сыграло то, что Беля - выходцы с Украины и владеют русским языком, в то время как клирики КПЦ в США - поголовно этнические греки, которым трудно коммуницировать с представителями славянских народов, преобладающими свреди американских православных.
Задача перед семейством Беля стоит амбициозная – нарушить сложившийся баланс в американском православии, обеспечив переток приходов и прихожан из числа этнических русских, украинцев, сербов, белорусов, болгар в лоно КПЦ. Учитывая, что в США проживает свыше миллиона православных, соратникам патриарха Варфоломея здесь есть за что сражаться.
В настоящее время под контролем КПЦ в США находится до 560 приходов (их посещают главным образом потомки греческих эмигрантов), у не признаваемой Фанаром автокефальной Православной церкви Америки – около 650, у РПЦЗ – около 400, несколько десятков – у Болгарской и Сербской православных церквей. Именно эти православные структуры, поддерживающие Московскую патриархию в противостоянии с Константинополем, станут объектами для рейдерской атаки со стороны Беля.
Насколько она окажется успешной, будет зависеть от позиции церквей, избранных в качестве жертв экспансии Фанара. Если они понадеются, что проект "Викариата" рухнет сам собой из-за неоднозначной репутации ренегатов в православном сообществе США, то, скорее всего, проиграют. Ресурсы КПЦ, поддержка бизнеса и пробивные способности членов клана Беля рано или поздно дадут результат.
Иерархам РПЦЗ и Православной церкви Америки перед лицом общей угрозы, в условиях наметившегося на их канонической территории раскола следует занять активную позицию, предав максимально широкой огласке сведения о махинациях Беля, а заодно обратившись в суд по поводу законности совершенных ушлой семейкой сделок с церковной недвижимостью во Флориде и Нью-Йорке. Не должен остаться в стороне от ситуации и Свято-Данилов монастырь. Например, РПЦ стоит разобраться, кто в окружении патриарха Кирилла составил архимандриту Александру протекцию для чудом не состоявшегося назначения Флоридским епископом, или это фейк, запущенный им самим.
Как бы то ни было, в начатой Варфоломеем предоставлением томоса об автокефалии для Украины войне поместных православных церквей открылся еще один фронт. На пользу единству мирового православия это точно не идет. "Народный политолог" будет следить за развитием сюжета.
См. также:
Западные СМИ пытаются втянуть Китай в конфликт между православными церквями
США создают Международный альянс религиозных свобод. Против кого будем дружить?