Для чего Западу нужна независимая от России и РПЦ новая Украинская православная церковь? Останутся ли верующие на Украине верны канонической церкви Московского патриархата?
"Народный политолог" продолжает серию публикаций о системных атаках Запада на позиции Русской православной церкви (РПЦ) в стране и за рубежом. Одно из наиболее значимых и опасных направлений таких атак можно назвать "украинским". Предоставление Константинопольским патриархом Варфоломеем томоса об автокефалии украинским раскольникам и образование т.н. Православной Церкви Украины стали очередными шагами в многолетней истории попыток расколоть Русскую православную церковь и разорвать духовное единство народов Украины и России.
До последнего времени на Украине существовали две основные православные церкви – Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), являющаяся самоуправляемой структурой в составе РПЦ, и канонически непризнанная Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП). Третьей, сравнительно немногочисленной церковной организацией являлась Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ), образовавшаяся после Февральской революции и также канонически непризнанная.
Важной датой в истории церковного раскола на Украине стало дата 25 июня 1992 года, когда предстоятель УПЦ МП Филарет (Денисенко) самовольно созвал "объединительный собор", который занялся "раскачкой" внутрицерковной ситуации на Украине, учредив УПЦ КП.
Одновременно начались погромы православных епархий и захват храмов, оставшихся под управлением Московского патриархата, греко-католиками и украинскими националистами. "Стихийные" проявления экстремизма сочетались с насилием со стороны силовых ведомств государства. Русофобию и религиозную нетерпимость культивировали и средства массовой информации.
Новая атака на церковь началась после Майдана. Только в течение 2015 года в Волынской, Ровненской, Тернопольской, Львовской и Черновецкой областях у верующих УПЦ МП были силой отобраны 28 храмов. Самым громким инцидентом стало побоище у церкви в тернопольском селе Катериновка, где "Правый сектор" при поддержке милиции, национальной гвардии и депутатов жестоко избивал женщин и стариков.
За последние пять лет раскольники присвоили около 50 храмов, разрушили, осквернили или сожгли десятки церквей. От бесчинств сторонников Филарета и радикалов пострадали сотни священников и тысячи прихожан.
Параллельно велась активная пропагандистская работа против УПЦ МП и, - что важно для будущих "автокефалистов", - УПЦ КП признал Константинопольская православная церковь (КПЦ) во главе с Вселенским патриархом Варфоломеем, известным своими тесными связями с Ватиканом и США.
По мере того, как Киев встраивался в парадигму западных идеологических и политических ценностей, становилась всё более очевидной ведущая роль США в "реформировании" церковной жизни в незалежной.
Автокефалия – проект политический, что подтверждено и американскими политиками (Сэмуэлом Браунбеком, Джо Байденом, рядом высокопоставленных чиновников Госдепартамента), и бывшим президентом Украины Петром Порошенко, заявившим, что автокефалия – "вопрос мировой геополитики". Патриарх Варфоломей прямо признал, что предоставляет томос ”по просьбе правительства Украины”.
Для США сложились идеальные условия. Если для дестабилизации общества в других странах требовались полулегальные или нелегальные действия через подконтрольные НКО, проплаченные СМИ и "пятую колонну", то после прихода к власти режима Порошенко появилась возможность действовать открыто. Президент страны, находящейся под внешним управлением, стал проводником идеи автокефалии, имея для этого все административные возможности – от указаний ведущим СМИ до личного зарубежного представительства в случае необходимости.
Руководители проекта автокефалии "обосновали" вмешательство Константинопольского патриарха Варфоломея в дела РПЦ и создание «нового вероучения» на базе УПЦ КП. Фанарские богословы объявили, что патриарх Варфоломей является главой церкви и может даровать всё, что угодно, в том числе и томос. Но с канонических позиций, Варфоломей не может даровать автокефалию церкви, сам оставаясь при этом ее предстоятелем.
К продвижению идеи автокефалии присоединились православные иерархи из США, поддержавшие действия Константинополя. Это не удивительно: большая часть прихожан КПЦ живет в США и Канады.
Но вслед за Фанаром заокеанские союзники совершили ещё одну каноническую ошибку: если на Украине есть признанный КПЦ канонический иерарх Филарет, то автокефалисты – раскольники. Однако такие тонкости не интересовали ни авторов проекта автокефалии, ни тех, кто его поддерживал.
А Филарет, скорее всего, не понимал, что находится на вторых ролях, и всё будет решать не он, а за него…
Так и случилось. Главой новой "автокефальной" Православной церкви Украины (ПЦУ) стал митрополит Епифаний, а Филарет получил титул "почётного патриарха", у которого нет реальных полномочий. Теперь бывший глава УПЦ КП заявляет, что не принимает томос, поскольку церковь не получила независимости, к которой стремилась.
С запозданием поняв, что стал обладателем формальной должности, Филарет принялся за "восстановление" УПЦ КП, разослав епископам приглашения на свой "поместный собор". В ответ на этот демарш синод ПЦУ запретил Филарету управлять Киевской епархией. Произошел раскол внутри раскола.
Расчёт организаторов проекта автокефалии на то, что верующие станут массово переходить в «новую церковь», руководимую Епифанием, не оправдался, Филарет остался предводителем небольшой группы прихожан, Порошенко, пытавшийся представить получение автокефалии своим достижением на посту президента, проиграл выборы актеру Зеленскому.
Грубо исполненная "независимость" заметно усложнила внутрицерковную ситуацию на Украине, но не лишила УПЦ КП доверия общества. Курсу на разрыв с Россией не удалось придать сакральный смысл и нужную динамику.
Даже разговоры про автокефалию у большинства верующих на Украине вызывают возмущение: ведь в стране есть каноническая православная церковь Московского патриархата, и она автономна. Её патриарх Онуфрий ни у кого никакой независимости не просил…
Несмотря на то, что православных пытаются заставить посещать храмы УПЦ КП и ПЦУ, миллионы верующих считают эти структуры раскольническими. Люди сами встают на защиту святынь и не становятся сторонниками бандеровщины, поскольку идеология ненависти попирает законы небесные.
В стране сохраняется морально-нравственная сила, неподконтрольная власти, ни Порошенко, ни Филарету, ни Варфоломею так и не удалось полностью исключить РПЦ из церковной жизни страны. Однако не смотря на очевидный провал идеи автокефалии, Запад не оставит попыток уничтожить каноническое православие на Украине. Это не что иное, как возврат к антицерковной практике эпохи Центральной Рады и Украинской Народной Республики. Как тогда, так и теперь раскольнические "приходы" выступают в роли актива националистических организаций, при поддержке власти создающих видимость церкви.
Однако Бог поругаем не бывает, и нынешним раскольникам стоит помнить, что тот антицерковный проект бесславно закончил свое существование вместе с химерой "самостийного государства" Петлюры.
Справочно:
Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) учреждена в 1992 году при поддержке политического руководства ставшей независимой Украины. В 1995 году ее возглавил бывший предстоятель Украинской православной церкви Московского патриархата Филарет (Денисенко). УПЦ КП возводит свою историю к Киевской патриархии, находившейся под юрисдикцией Константинополя, и отрицает законность её перехода под юрисдикцию Московского патриарха в 1686 году. УПЦ КП не признала ни одна из канонических поместных православных церквей. По оценочным данным, до 2019 года насчитывала до 4 тысяч приходов.
Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП) – самоуправляемая церковь в составе Русской православной церкви, действует на территории Украины (включая не контролируемые Киевом территории Донбасса) с оспариваемым Украиной каноническим статусом. Предстоятелем УПЦ МП является митрополит Онуфрий (Березовский). Имеет до 12 тысяч приходов.
P.s. В последующих материалах мы продолжим анализировать ситуацию вокруг инициированного Западом церковного раскола в украинском православии и попытаемся разобраться в том, кто стоит за другими информационными атаками на позиции РПЦ в России и за рубежом.