Ностальгия как эффективный вид несогласия
Ностальгия по прошлому обычно посещает тех, у кого это прошлое имеется, то есть людей среднего и старшего возраста. Но современные социальные сети буквально распирает от признаний в любви к СССР от мальчиков и девочек, родившихся в начале XXI века. "Хочу в СССР!" - кричат эти дети и выкладывают на своих страничках старые семейные фотографии, воспоминания родных, собственные размышления о том, как всё "тогда" было здорово. Подразумевая, конечно,"«как всё не здорово сейчас".
Сравнение – не доказательство, однако, это неплохой метод анализа. Просто сравнивая "то" и "это", молодые люди самопроизвольно учатся анализу действительности, что сильно раздражает наших либералов. Ведь разные фонды и СМИ положили немало труда, чтобы отучить молодых именно думать и анализировать, а не только пугаться "кровавой гэбни" и "усатого тирана"… Возможно, поэтому в последнее время через те же социальные сети распространяется мысль о том, что вся эта молодежная ностальгия не более, чем вброс, произведённый "врагами России".
Справедливости ради нужно сказать, что не только проплаченные политологи и лживая статистика грозят молодёжи пальцем – мол, не призывайте на наши головы тени прошлого, а то мало не покажется. Старшее поколение тоже приводит свои аргументы: например, жёсткие чистки не только заговорщиков, но всех "несогласных"; или позже – "первые отделы" и лицемерие партийной верхушки, дефицит вещей и продуктов, цензуру в музыке, кино, литературе…
Но и на это молодые умеют ответить. Приведу конкретные примеры.
"Репрессии, чистки? А разве можно построить высотку на фундаменте двухэтажного дома?.."
"Россия "кормила" республики? А сейчас России лучше, когда эти "республики" голодные и злые?.."
"Дефицит? Эх, а круто, наверное, было "достать" что-нибудь вкусненькое, принести домой; все радуются, предвкушают..."
"Цензура? Вернуть! Хватить ездить мне по ушам всяким (дальше цензурирую) "девушкам с пониженной социальной ответственностью" и дядькам нетрадиционной ориентации…"
Дальше небольшое отступление – в Германию. Там сейчас тоже молодёжная ностальгия по прошлому. В наших СМИ немало писали об играх немецких мальчиков в "нацистскую романтику", в возрождение тайных молодёжных обществ с "алтарями", уставленными фотографиями Гитлера, Гесса, фашистских асов и подводников…
СМИ не врут. Но эта тенденция уже настолько истончилась, что её почти не видно. А заявляет о себе и поднимается во весь рост ностальгия молодых немцев по другому прошлому: у восточных – по ГДР, а у западных – по Союзу красных фронтовиков (Рот фронту) Эрнста Тельмана, по романтике подлинного, смертельного сопротивления диктатуре.
О ностальгии молодых можно написать ещё много: о поисках цели и смысла жизни, о стремлении к равенству и братству, о здравом анализе достижений советского строя. Либеральная пропаганда десятилетиями доказывает, что никаких достижений у СССР и не было: промышленность была слабой, армия небоеспособной, в космос нас американцы первыми "пустили" потому, что им самим это было ни к чему… Или, вот, молодому объясняют, что заявленные Великой французской революцией равенство и братство этой же революцией были опошлены и дискредитированы, а нашей – 1917 года – добиты окончательно. А тогда где их вообще искать? На Марсе? А поиски цели и смысла – это вообще детская "болезнь", с возрастом сама проходит. Лучше делом займись – зарабатывай, в том числе иммунитет против романтических глупостей.
Таким способом и были выбиты опоры из-под предыдущего поколения, родившегося в восьмидесятых. Сорокалетние если и ностальгируют вечером наедине с гаджетами, то с утра опять впрягаются в безрадостное зарабатывание. Но молодые не согласны.
Ностальгия – это самый безопасный вид несогласия и протеста молодёжи. И самый перспективный в смысле назревших перемен. Эта мысль возникла у меня после одной из лекций, которые меня пригласили читать для старшеклассников по внеклассному курсу новой истории. Ребята обычно сами выбирают тему, которая их волнует. На этот раз они выбрали тему о революционной ситуации в Германии первой трети ХХ века. После детального анализа причин поражения коммунистов я была уверена, что тема закрыта. И вдруг слышу в конце лекции: "А всё-таки они проиграли потому, что боролись только за себя, а не как мы – за всё человечество".
Снова вспыхнул спор. Удивительный пример привела одна девочка: начало "Чайки" Чехова – пьесу Треплева о "мировой душе". Вспомнили Багрицкого: "Я хату покинул, пошёл воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать…" Потом – Фиделя Кастро, Че Гевару и победившую кубинскую революцию… Они спорили, и в глазах у них была "испанская грусть".