Возвеличивание вставших под либеральные знамена Булата Окуджавы, Виктора Астафьева и Бориса Васильева с преданием забвению оставшихся советскими патриотами Юрия Бондарева и Юлии Друниной было нормой для ельцинской эпохи, но сегодня выглядит явно неуместно и странно…
Нынешний год, как никакие предыдущие и последующие, богат на вековые юбилеи писателей-фронтовиков. Именно им, появившимся на свет в 1924-м, грозным летом 1941-го только-только получившим аттестаты зрелости и буквально тут же вставшим в строй, страна обязана наиболее проникновенными и до сих пор цепляющими за живое стихами и прозой, рассказывающими правду о той Великой войне, увиденной глазами быстро повзрослевших вчерашних школьников. Они писали не только и не столько от себя, сколько от имени сотен тысяч своих сверстников, павших в боях с гитлеровцами, – из пяти ушедших на фронт ребят 1923-24 года рождения вернулся домой лишь один. Отсюда и такая сила произведений, созданных теми, кто выжил. Но на что пришлось обратить внимание – уже состоявшиеся в этом году столетия людей, внесших весомый вклад в "золотой фонд" отечественной литературы, отмечались очень по-разному: об одних рассказывали все ведущие СМИ чуть ли не по неделе, о других же почти не вспоминали. Почему же так получилось?
15 марта исполнилось 100 лет артиллеристу, участнику Сталинградской битвы, форсирования Днепра и боев за освобождение Киева писателю-прозаику Юрию Бондареву, обессмертившему своё имя романами "Горячий снег", "Батальоны просят огня", "Берег". 10 мая был вековой юбилей бесстрашной фронтовой медсестры, кавалера ордена Красной звезды и медали "За отвагу" поэтессы Юлии Друниной, чьи строки "Я только раз видала рукопашный…" были знакомы каждому советскому школьнику. Но слышали ли вы что-нибудь о празднованиях в их честь? Вряд ли, ибо их не было – лишь короткие сюжеты на не самом смотрибельном канале "Культура", да небольшие заметки в нескольких изданиях.
Зато как отмечались 100-летия Булата Окуджавы (даром, что оно совпало с Днём Победы), Виктора Астафьева (1 мая) и Бориса Васильева (21 мая)! Развёрнутые хвалебные статьи в центральной прессе, посвященные юбилярам "датские" документалки на час с лишним на Первом и "России", репортажи в новостях, записи старых интервью, спецпоказы художественных картин, к котором они имели отношение. И это не говоря о множестве подобострастных публикаций в топовых пабликах соцсетей.
Складывалось ощущение какой-то специально организованной кампании по прославлению одних и практически полному замалчиванию других. И оно не случайно: разделение литераторов-фронтовиков на "кошерных" и не очень появилось отнюдь не сегодня, оно существует с конца 1980-х, когда всё наше общество оказалось расколото по политическому признаку.
Не секрет, что Юрий Бондарев был неугоден российской власти, потому что в годы, предшествовавшие развалу Союза, не предал советские идеалы, жёстко, с самых высоких трибун критиковал Горбачёва, обвиняя генсека в бесцельной разрушительности "перестроечных" процессов, свой партбилет не выбросил, и до конца жизни без устали боролся за то, чтобы вернуть Городу-Герою на Волге имя Сталинград, в битве за который он контужен и ранен.
Неугодна властям была и поэтесса Юлия Друнина, которая просто не вынесла гибели Советского Союза, покончив жизнь самоубийством в стылом ноябре 1991-го. За несколько дней до этого она написала стихотворение "Судный час", в котором были такие строки:
Ухожу, нету сил. Лишь издали (всё ж, крещёная!) помолюсь
За таких вот, как вы, – за избранных Удержать над обрывом Русь.
Но боюсь, что и вы бессильны. Потому выбираю смерть.
Как летит под откос Россия, не могу, не хочу смотреть!
Зато очень пришлись ко двору у новых хозяев страны Астафьев, Окуджава и Васильев. В отличие от несгибаемых Бондарева и Друниной, они в тяжёлое для страны время проявили себя циничными приспособленцами, ловко колеблясь вместе с "генеральной линией". Как только власть стала менять свой прежний советский облик на буржуазный, срочно "перестроились" и эти деятели, разом забыв не только идеалы, за которые воевали в годы Великой Отечественной, но и свои многочисленные регалии красной эпохи – от орденов и медалей до званий лауреатов Ленинских и Государственных премий. Поняв, куда ветер дует, они принялись славить "руководящую и направляющую" силу новой эпохи, при этом не гнушаясь поливать грязью собственную страну.
Так, без чувства мерзости сегодня просто невозможно читать плебейски-заискивающие монологи Астафьева по облизыванию Ельцина или его публичные рассуждения о "никчёмности русского народа", коему стоит отдать Курилы японцам, а Сибирь, где он сам родился и жил, – китайцам.
Кумир "шестидесятников" Окуджава в начале 1990-х стал открыто насмехаться над любовью русского человека к Родине, глумливо заявляя, что "патриотизм присущ только кошкам". А чего стоит его интервью "Радио "Свобода", данное в 1995-м вскоре после захвата ичкерийскими террористами больницы в Буденновске, когда погибли 129 человек:
"Когда-нибудь Басаева назовут героем, потому что это первый человек, который попытался остановить это кровопролитие"…
Борис Васильев был осторожней в высказываниях, но и его тогда периодически прорывало на "откровения", типа облыжной ругани в адрес советского командования военного времени:
"Сталин был тупица. В армии он никогда в жизни не служил. Он не понимал, что такое армия. Он карту читать не мог. Ему Шапошников – начальник Генерального штаба – всё объяснял по карте. Легендами овеян "великий Сталин". А товарищ Сталин был дурак, похлеще Гитлера…"
Забавно и горько читать такое сегодня, когда появились серьёзные подозрения в том, что реально Васильев никогда не был на фронте, а всю войну прослужил в глубоком тылу. Впрочем, оставим эту тему историкам и исследователям творчества писателя, а здесь только заметим, что Васильев своими антисталинскими опусами просто исполнял политический заказ по дискредитации советского прошлого, явно спущенный сверху.
И как вишенка на торте – все трое в 1993 году поставили свои подписи под позорным "Письмом сорока двух", в котором "выдающиеся деятели российской культуры" одобряли расстрел Верховного Совета по приказу Ельцина, подобострастно восхваляя "первого всенародно избранного" за то, что "раздавил красно-коричневую гадину".
Такими поступками они буквально перечеркнули своё военное прошлое, предав идеалы собственной фронтовой молодости и память своих сверстников, не доживших до Победы. Поэтому происходящее в нынешнее сложное для страны время, когда есть очевидный общественный запрос на массовое патриотическое воспитание, возвеличивание таких сомнительных в этом плане персон как Окуджава, Астафьев и Васильев выглядит тревожно, особенно на фоне замалчивания настоящих русских и советских патриотов-фронтовиков.
Это говорит о том, что у нас далеко не всё в порядке как в госпропаганде и СМИ, так и вообще в культурной сфере, где, похоже, ещё сильны позиции либералов-западников, в чьих "рукопожатных" традициях почитать только "своих". Вряд ли такой подход годится современной России…
Уже не за горами 19 июня, когда исполнится сто лет ещё одному писателю-фронтовику Василю Быкову, ставшему в годы "перестройки" ярым белорусским националистом и оголтелым русофобом, а 3 июля будет вековой юбилей у его идейного антипода, армейского разведчика и офицера СМЕРШ Владимира Богомолова, до конца жизни не смирившегося с тем, что в России пришли к власти либералы. Посмотрим, как отметит эти даты наша медийка. Хотя и приведенных примеров уже достаточно, чтобы понять, как это будет…