Черногорские власти используют коронавирус как предлог для новой атаки на Сербскую православную церковь и продвижения проекта автокефалии для местной раскольнической структуры
В середине мая в мировую новостную повестку сумела ворваться маленькая Черногория – одно из любимых место отдыха российских туристов в докоронавирусную эпоху. Причем в скандальном контексте. 13 и 14 мая улицы почти всех городов страны стали ареной жестких столкновений между силами правопорядка и местными жителями, возмущенными задержанием священников Сербской православной церкви из-за якобы допущенного ими "нарушения запрета на массовые мероприятия в период пандемии". Таковым, по мнению черногорских властей, стал возглавленный епископом Иоанникием крестный ход в городе Никшиче в день Святого Василия Острожского. Официальная Подгорица настаивает, что задержание священников и разгон протестующих были обусловлены исключительно необходимостью не допустить распространения инфекции. Так ли все просто, как предлагают считать черногорские власти, или пресловутый коронавирус стал лишь предлогом для проведения президентом Мило Джукановичем очередной атаки на Сербскую православную церковь? Почему в то время, как во всем мире светские и духовные власти объединяют усилия для преодоления последствий кризиса, вызванного COVID-19, в Черногории всё происходит с точностью до наоборот?
12 мая в Черногории традиционно отмечается день памяти Святого Василия Острожского – особо почитаемого на Балканах православного подвижника, жившего в XVII веке, когда регион находился под властью османов. Обычно в эту дату десятки тысяч черногорцев и паломников из-за рубежа устремляются в знаменитый горный монастырь Острог, чтобы поклониться мощам святителя. Но в этом году из-за пандемии коронавируса доступ туда был ограничен.
В этих условиях центром празднования стал кафедральный собор св. Василия Острожского в ближайшем к монастырю городе Никшич. На торжественное богослужение там собрались сотни прихожан. После службы состоялся крестный ход, который возглавил епископ Будимлянско-Никшичский Иоанникий. К шествию присоединились тысячи горожан, не сумевших попасть в собор. Ни тому, ни другому полиция не препятствовала, однако уже ночью, когда праздник закончился, и люди разошлись по домам, стражи порядка задержали на трое суток отца Иоанникия и еще семерых священников Сербской православной церкви (СПЦ).
Черногорская прокуратура посчитала, что они, устроив "противозаконное и несущее эпидемиологические риски собрание", спровоцировали нарушение установленного в стране запрета на проведение массовых мероприятий в период коронавируса. Однако, как следует из заявления Совета епископов СПЦ в Черногории, инициатива крестного хода исходила от прихожан, а священники возглавили его исключительно по их настоянию.
При этом ситуация с COVID-19 в Черногории сравнительно благополучная – в стране с населением 630 тысяч человек заразилось немногим более трехсот граждан, из которых умерли девять, почти все остальные уже выздоровели, на лечении остаются 4-5 больных. В мае власти стали постепенно снимать ограничения, в частности, было разрешено проводить богослужения в храмах с соблюдением социальной дистанции.
Задержание священников вызвало массовое возмущение: в Никшиче, Плевле, Будве, Подгорице, Цетине и других городах люди вышли на улицы, требуя их немедленного освобождения, были блокированы основные автотрассы. Не сумев убедить граждан разойтись, полиция применила дубинки, слезоточивый газ и светошумовые гранаты, получив в ответ бутылки, булыжники и файеры. Как результат – 26 полицейских и несколько десятков протестующих получили травмы, задержано свыше 60 участников акций протеста. 16 мая, после трех суток пребывания за решеткой, священники вышли на свободу.
Внимание, вопрос: что больше способствовало нарушению режима изоляции и распространению вируса – состоявшийся в Никшиче крестный ход или последовавшие за арестом священнослужителей массовые беспорядке по всей стране? Ответ очевиден.
Осознавали ли черногорские власти, давая команду на задержание клириков собора св. Василия Острожского, к каким последствиям это приведет? Несомненно. Заранее зная, что на праздник в честь святого люди массово отправятся в храм, правительство вместо предварительных переговоров с Черногорско-Приморской митрополией СПЦ предпочло сначала как бы не заметить "массовое собрание" в Никшиче, а затем наказать его "организаторов". Налицо явная провокация, рассчитанная на то, чтобы представить митрополию силой, заинтересованной в дестабилизации обстановки в стране в то время, как правительство Душко Марковича и президент Мило Джуканович прилагают все усилия, чтобы как можно скорее победить заразу и запустить иностранных туристов на черногорские пляжи.
Что же происходит в отношениях между церковью и властью в Черногории? Дело в том, что в стране параллельно существуют две православные церковные структуры – Черногорско-Приморская митрополия СПЦ, возглавляемая митрополитом Амфилохием, и неканоническая Черногорская православная церковь, руководимая "архиепископом" Мирашем Дедеичем. Первая, являясь частью Сербской церкви, признана всем мировым православием, вторая, имеющая статус НПО, не признана ни одной из поместных церквей, зато пользуется поддержкой республиканских властей. Президент Джуканович, атеист по убеждениям, неоднократно отзывался об организации Дедеича как об "истинной исторической церкви" Черногории, хотя она была создана лишь в 1993 году.
В декабре прошлого года Скупщина (парламент) Черногории приняла закон "О свободе вероисповедания и убеждений и правовом положении религиозных общин", который предусматривает передачу в госсобственность земель, используемых религиозными общинами, и культовых сооружений, построенных до 1 декабря 1918 года, когда Черногория вошла в состав Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев. Речь идет о более чем 650 объектах, включая монастырь в Остроге, в настоящее время принадлежащих СПЦ.
Рис. Православные монастыри в Черногории
В Сербской церкви закон считают "антицерковным и дискриминационным актом", который призван подвести юридическую базу под передачу церковной собственности раскольнической Черногорской православной церкви. С конца прошлого года в Черногории проходили многочисленные демонстрации и митинги с требованиями отменить закон "О свободе вероисповедания". В марте в связи с пандемией COVID-19 акции протеста были приостановлены. "Коронавирусное перемирие" между церковью и властью в Черногории продлилось два месяца, и было нарушено провокацией в Никшиче.
Русская православная церковь выразила озабоченность в связи с задержанием священников в Черногории. Глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион призвал власти к конструктивному диалогу со священноначалием СПЦ, что является единственным путем восстановления гражданского мира и согласия в стране, нарушенных "целой чередой проявлений недружественного отношения" к Сербской церкви.
Однако вряд ли этот призыв будет услышан. Президент Джуканович, инициировавший выход Черногории из союза с Сербией и вступление в НАТО, теперь сосредоточил усилия на вытеснении из страны Сербской православной церкви через провоцирование раскола среди православных, как это уже произошло на Украине. Инструментами решения этой задачи должны стать Черногорская православная церковь и скандальный закон "О свободе вероисповедания". Уверения черногорских властей, что он "лишь подтверждает право государства на объекты культурного наследия, а храмы отнимать не будут", не должны вводить в заблуждение. Когда наступит подходящий момент, закон будет применен именно так, как задумано его авторами.
Развернуть полноценную "храмовую войну" против СПЦ главе Черногории мешает ряд обстоятельств.
Во-первых, раскольническая структура, на которую делает ставку Джуканович, не признана в мировом православии. Попытки черногорских эмиссаров выпросить для нее у Константинопольского патриарха Варфоломея томас об автокефалии, повторив трюк, удавшийся в 2018-м Порошенко, пока не принесли нужного результата. Фанар, одобрив создание Православной церкви Украины и спровоцировав тем самым конфронтацию с РПЦ, ведет сложную игру с Сербской церковью. Официальное признание Варфоломеем черногорских раскольников однозначно толкнет патриарха Иринея на сторону Москвы, а это пока не входит в планы константинопольского владыки и стоящих за ним американцев.
Во-вторых, организация Дедеича не располагает достаточными кадровыми ресурсами, чтобы в "день Х" укомплектовать все храмы своими священниками. Подавляющее большинство черногорского православного духовенства сохраняет верность СПЦ и менять церковную юрисдикцию не намерено, несмотря на посулы главы НПО "Черногорская православная церковь" и прозрачные намеки правительственных чиновников.
В-третьих, раскольническая структура не пользуется авторитетом в черногорском обществе. Исторически православие здесь – больше, чем религия. С XVI до середины XIX века Черногория была теократическим государством, во главе которого стояли митрополиты-владыки из династии Негошей. Именно православие столетиями давало местным горцам духовные силы противостоять экспансии турок и позволило стране сохранить независимость во враждебном окружении. Об этом черногорцы хорошо помнят, связывая свое героическое прошлое не с раскольнической структурой авантюриста Дедеича, а с местной митрополией, соединившейся в 1918 году с братской Сербской церковью.
Однако всё это вовсе не означает, что Джуканович и Дедеич откажутся от своих планов. Рано или поздно силы, которые заинтересованы в углублении инициированного Варфоломеем по указанию США раскола в мировом православии, вспомнят о Черногории. Тогда украинский сценарий будет воплощен и на Балканах.
Подготовка к его реализации уже идет. В минувшем феврале США создали Международный альянс за свободу вероисповедания (IRFA) – этакий религиозный аналог НАТО, предназначенный для "отстаивания прав человека на свободу вероисповедания". И почему бы этому патронируемому Вашингтоном объединению не обратить пристальное внимание на проблему "монополии Сербской православной церкви в Черногории", о чем неустанно заявляет президент Джуканович?
Остается надеяться, что и в резиденции сербского патриарха Иринея, и в московском Свято-Даниловом монастыре осознают масштаб угрозы, исходящей из маленькой Черногории, которая претендует на то, чтобы стать следующей после Украины точкой раскола в мировом православии.