Понедельник, июня 25, 2018

Чем пир отличается от пьянки

«Русский – значит, пьяный». Этот тезис провозглашают не только наши враги. Мы и сами себе при случае его обязательно припоминаем. В любой поддатой компании так прямо и скажут «А ты чо не пьёшь – не русский, што ли»?
Если градус ещё не очень высок, то вспомнят и фронтовые сто грамм, и Петра Первого, и, в конце концов, слова святого князя Владимира: «Руси веселье питье, не можем без того быти…»
Он сказал эти слова неким проповедникам, объясняя, почему не желает принимать магометанство.
В общем, общенациональная идея: «Русский – значит, должен пить». И настолько русский человек алкоголик, что даже религию себе выбирал по принципу «можно ли в ней бухать».

Во многих европейских языках состояние пьяного человека имеет свое особое определение, например, в греческом «пью» – это не состояние опьянения. В латыни пить это «bibo», а пьянство – «ebrietas». В английском пить – «drink», пьянство – «inebriety». В немецком пить – «trinken» а пьянствовать – «saufen». Хотя есть и синонимы, важно существование отдельного слова, именно определения для алкогольного опьянения.
А теперь русский язык. В языке «урожденных алкоголиков», оказывается, нет отдельного слова для состояния опьянения. Опьянение – это «опиянение». То есть опился человек.
На Руси состояние опьянения было настолько неважным, что для него не было даже собственного слова. Да, сейчас есть жаргонные «бухой», «в стельку», «нажрался» и прочее, но сама современность этих жаргонизмов доказывает, что лишь недавно появилось явление, которое потребовало отдельного слова для определения и отделения от других состояний. А в старину на Руси его не было, поэтому и слова для него не нужно было.
И в этом аспекте слова святого князя Владимира, - хотя он ещё был язычником, когда говорил их, - имеют несколько иной смысл. Это не признание пьянства, как сути русского человека, это отвержение его.
Святой Владимир как бы следующее говорит: «Это вам, агарянам, запрещено пить, потому что вы привыкли упиваться до скотского состояния, и если вам не запрещать, то не останется даже вида человека. А у нас на Руси пьют не для опьянения, а для того, чтобы вместе веселиться…»  
В пользу именно такого смысла говорит то, что на Руси традиционный хмельной напиток – не вино и не водка, а мёд (современная «медовуха», впрочем, к древнему мёду имеет мало отношения). Его физиологическое действие действительно отличается от вина и водки тем, что, по отзывам «испытателей», сохраняется ясность ума, и человек не осознает своего опьянения, которое проявляется только приливом веселья, да ещё «ноги отказывают».  
Любопытна в этом отношении книга 1648 года «Обиходник столовый», которая представляет собой своеобразное меню Московского Новоспасского монастыря, трапезу монахов, нищих и трудников при архимандрите Никоне – будущем великом патриархе. В конце книги находится повеление Никона не пускать никаких хмельных напитков в монастырь, однако на трапезе в праздничные дни предписано ставить заздравную чашу мёда.
Содержание алкоголя в этом мёде было таким, что ни о каком тяжёлом состоянии опьянения и речи идти не могло.
Ну, а какие ассоциации вызывает слово «пир»? Нечто торжественное, светлое, весёлое, где много всякой вкусной еды и выпивки. И, главное, много людей. Так что «пир» – это не характеристика трапезы, это характеристика общества. «Был на пиру» – значит, был в большом обществе. Два, три или пять человек – это не «пир»…
Есть ли в такой компании тела в бесчувственном состоянии и тяжкое похмелье на другой день?
Нет, для этого существует слово «пьянка». Вот на пьянке хотя и есть веселье, но непотребное, заканчивающееся драками и оскорблениями, в нем нет ничего торжественного, а про еду и речь не идёт.
А между тем, «пьянка» и «пир» не просто однотипные слова. Это существительные, образованные от глагола «пить» только разными суффиксами. И разными людьми. «Пьянка» придумана нами, а «пир» – нашими предками.
Царь может устроить пир по поводу любого события – венчания на царство, победы над врагом – оставаясь при этом царём; но царь не устроит пьянку, словно низводя себя с трона и ввергая в грязь вместе с подданными.
Не пьянство в душе русского человека, а его общение с друзьями. Увы, это общение сейчас почти всегда заканчивается именно тяжким мефистофелевским опьянением. Но вина в нём не на князе Владимире и даже не на чужих для Руси водке и вине. Вина, в том числе, и на нелепой мысли: «Русский – значит, пьяный».

Новость дня

0:6 не в пользу Мексики



Во время телевизионного просмотра футбольного матча ЧМ-2018 погибли шестеро мексиканцев.

Подробнее...

Заметки народного политолога

Сон в летнюю ночь



Лёг я на печку, заснул. И снится мне, что стою я в своем цеху у своего станка и слушаю вместе с товарищами позывные «Широка страна моя родная!» А вслед за ними суровый голос диктора Левитана:
- Внимание! Работают все радиостанции Советского Союза! Передаем выступление Председателя Совета Народных Комиссаров товарища Молотова…
Все напряглись:
- Неужто война?!

Подробнее...
Ну, а что вы хотели…



Вот, нынче все пенсионный возраст обсуждают. Вернее, его повышение, - чтоб «на дожитие» много времени не осталось. Пара-тройка лет – и точка…
Некоторые особо несознательные уже и челобитные президенту пишут: мол, не губи, милостивец, дай ещё чуток воздухом свободы подышать.
В обществе налицо массовый когнитивный диссонанс. Публика уже без малого три десятка лет живёт при капитализме, к которому стремилась ещё в эпоху «раннего диссидентства», а всё ж таки продолжает ощущать себя в социализме-тоталитаризме с его бесплатной медициной и пенсиями, на которые можно  было пожить, вдыхая воздух несвободы, весьма продолжительное время.

Подробнее...
Мундир



Знаем, видели: главный начальник нашего государства не прочь иногда облачиться в военную форму. А тот, кто этому факту до сих пор удивляется, просто ничего не смыслит ни в истории, ни в политике.
Во времена, не столь отдалённые, не только советники тайные да статские, но даже простые колежские асессоры – все, как один, в мундиры одевались. Но не оттого, что вкуса индивидуального не имели. Порядок такой был. Пусть даже у некоторых на обновление того облачения и не всегда хватало жалования. А почему так было? Правильно. Потому что мундир – это всегда серьёзно.

Подробнее...
Чтобы мощные понесли немощных (из монологов юродивого)



Брат мой!
Ты властвующий. Расскажи мне про высоту твоей власти, и я тебе открою бездну твоего небытия.
Ты видел американские каньоны? А знаешь, как они появились? Некогда бурная река разделила сушу и, опускаясь всё ниже и вымывая породу, разделила материк пропастью. Люди заглядывают в неё с головокружительной высоты, но никому в голову не придет, что то место, где стоят они, и противоположные скалы – одна земля.
Твоя опора – это один народ. Но когда пропасть между бедными и богатыми велика, нет возможности соединить эти берега.

Подробнее...
Яндекс.Метрика