Показав в 79-ю годовщину снятия блокады фильм "Блокадный дневник", дегероизирующий подвиг ленинградцев, руководство одного из госканалов подыграло Западу, стремящемуся лишить русских гордости за свою историю
27 января отмечалась 79-я годовщина полного освобождения Ленинграда от гитлеровской блокады. Традиционно в этот день Россия вспоминает о бессмертном подвиге Города-Героя на Неве, 900 дней и ночей жившего и сражавшегося в смертельном кольце. По всей стране проходят различные памятные мероприятия, по ТВ показывают художественные и документальные фильмы о блокаде, в прессе публикуют тематические статьи и т.п. В этом году не остался в стороне от общего порыва и входящий в государственный холдинг ВГТРК телеканал "Культура". Правда, сделал это странно, запустив в своем вечернем эфире якобы базирующийся на мемуарах блокадников и архивных материалах фильм режиссера Андрея Зайцева "Блокадный дневник". Три года назад вокруг этой снятой на бюджетные деньги картины развернулся нешуточный скандал – по мнению специалистов-историков, общественников и ветеранов, она представляет собой злобный русофобский пасквиль, представляющий жителей осажденного Ленинграда стадом утративших остатки человечности зомби. И то, что в разгар наступления Запада на нашу память о подвиге предков, один из госканалов показывает в День снятия блокады, мягко говоря, спорный фильм, заставляет задуматься, а его руководство точно работает на Россию, или всё-таки на ее недругов?
Учитывая особое место Блокады в летописи Великой Отечественной войны, либеральная "пятая колонна" не раз использовала ее тему для всевозможных провокаций, призванных прозондировать, а не поменялось ли отношение людей к собственной истории.
Особенную активность прозападные "мнестыдники" традиционно проявляли в январе, на который приходятся сразу две памятных даты, связанных с обороной Ленинграда (18.01.1943 блокада была прорвана, 27.01.1944 полностью снята), что, с одной стороны, позволяло мимикрировать под общий фон, а, с другой, гарантировало внимание к их акциям.
Регулярно в начале каждого года "неполживые" либеральные издания выдавали на гора десятки публикаций, рассказывающих "нелицеприятную правду" о блокаде, которая на самом деле оказывалась фейками, многие из которых восходят ещё к Геббельсу, а в 2014-м именно к 27 января тогда еще не удостоившийся иноагентского статуса "Дождь" приурочил "соцопрос", а не надо ли было сдать Ленинград Гитлеру, чтобы "спасти тысячи человеческих жизней".
К 75-й годовщине снятия блокады "отличились" деятели кино: режиссер Алексей Красовский, известный не столько своими фильмами, сколько политическими жестами в поддержку внесистемщиков, слепил "комедию" "Праздник" про то, как семья советского чинуши встречает в осажденном Ленинграде Новый год, а его коллега Алексей Козлов внес свой посильный вклад в фальсификацию истории, сняв залепушистую вампуку "Спасти Ленинград". И тот, и другой "шедевры" не вызвали восторга у общественности, из-за обилия негативных отзывов Красовскому даже пришлось отказаться от планов запустить свой опус в широкий прокат.
Через год по их стопам пошел Андрей Зайцев с "Блокадным дневником", которым накануне "порадовала" своих зрителей "Культура". Он учёл негативный опыт предшественников, попытавшись заранее упредить волну негодования заявлением, что писал сценарий строго на документальной основе и "снимал ровно то, что было написано в "Блокадной книге", воспоминаниях Ольги Берггольц, Даниила Гранина и в многочисленных воспоминаниях блокадников".
Как в воду глядел. Когда в сети появился четырехминутный трейлер фильма, на каждый лайк пришлось 7 дизлайков и множество негативных комментариев, вроде "мерзость", "скотство", "русофобские помои", "антисоветская пропаганда", "гадость", "клевета", "позор", "Геббельс аплодирует" и т.д.
Нападки автор стоически отбивал, уличая хейтеров в незнании матчасти:
"… в нашем кино нет ничего придуманного. Я бы не позволил себе хоть что-то домысливать, фантазировать на эту святую тему […] Но когда я вижу в комментариях, что это неправда, вранье и поклеп, что это зомби-триллер и что я насмотрелся американских хорроров, то понимаю, что эти люди западные хорроры смотрели, а "Блокадную книгу" не читали. Поэтому, мне кажется, им просто нужно взять и заставить себя ее прочитать, и все вопросы у них отпадут".
Однако нашлись и те, кто был знаком с первоисточниками, в т.ч. специалист по дневникам Ольги Берггольц Наталья Соколовская, дочь Даниила Гранина Марина и др., и их мнение об интерпретации Зайцевым мемуаров блокадников тоже было отрицательным. А, пожалуй, самый компетентный эксперт по истории блокады историк Баир Иринчеев буквально по косточкам разобрал творение Зайцева в программе "Тупичок Гоблина", предметно уличив автора в, скажем так, сгущении красок или попросту во лжи.
Сюжет пересказывать бессмысленно, ибо его нет. Женщина (как бы Ольга Берггольц), похоронив мужа, идет через весь город, чтобы навестить отца, и по пути видит все ужасы блокады, о которых "умалчивала советская историография" – горы замерзших трупов, чёрные лица то ли людей, то ли призраков, которые превращаются в зомби при виде выпавшего из санок хлеба, мародеры, каннибалы, мёртвый скованный льдом Ленинград, плюс пространный пролог с жирующими немцами и довоенные флэшбеки, призванные показать контраст между "было/стало".
Мрачный, затянутый, некрасивый, тяжелый для восприятия пасквиль, маскирующийся под "правдивое кино не для всех". Неудивительно, что фильм Зайцева очень понравился либералам, которые сравнили его с "Иди и смотри" Элема Климова (действительно сильным высказыванием на тему зверств нацистов на советской земле, правда, имеющим мало общего с "Дневником") и работами Алексея Германа (здесь сходств куда больше, по крайней мере, стилистических).
Похвальную рецензию на "Блокадный дневник" настрочил ныне иноагент-эмигрант Антон Долин, считавшийся до СВО самым авторитетным кинокритиком, а в октябре 2020-го жюри 42-го Московского международного кинофестиваля, которое возглавлял ещё один "мнестыдник" Тимур Бекмамбетов, выписало "шедевру" Зайцева свой главный приз, чем спровоцировало новую волну негодования.
Больше всего людей возмущало то, что съемки фильма, явно рассчитанного на западную аудиторию и призванного закрепить голливудские мифы о "страшной России", были профинансированы государством, которое выделило из Фонда кино 65 млн рублей, причем фактически на безвозмездной основе (вернуть в бюджет надо было лишь 5 млн). Навальнист Красовский хотя бы снимал "Праздник" на частные "пожертвования", а тут Минкульт прямо вложился в русофобский проект.
Казалось бы, сейчас, когда уже почти год идёт СВО, такие, мягко говоря, спорные фильмы, как "Блокадный дневник", не должны появляться на телеэкранах, тем более в привязке к годовщине снятия блокады. Однако, видимо, редакция главного "культурного" канала страны считает иначе.
В то время как эфир "России 1" и "России 24" заполнен программами и передачами, призванными укрепить патриотический настрой и веру в Победу, "Культура", которая так же входит в состав ВГТРК, гребет в совершенно противоположном направлении. Согласитесь, как-то странно получается. Или кто-то в руководстве госхолдинга до сих пор считает, что можно продолжать сидеть на двух стульях, отрабатывая и патриотическую, и либеральную повестку?
Что это, как не прямая диверсия, преследующая те же цели, что скандальный "соцопрос" иноагентского "Дождя" девятилетней давности? Тогда общество оперативно отреагировало на провокацию, вынудив его инициаторов неуклюже оправдываться, сейчас, хотя программа телепередач была опубликована заранее, столь бурной реакции не последовало, и кинопасквиль не выпал из эфирной сетки, сохранив свое место в прайм-тайм.
Выходит, "пятая колонна" может отпраздновать свою маленькую победу? Вот только маленькая ли она…