Стремясь заслужить одобрение новых властей США, Киев отказывается от нейтралитета в церковным конфликте, принимая сторону раскольников
6 января исполнилось два года с того момента, как Константинопольский патриарх Варфоломей I подписал в Сочельник 2019 года в Стамбуле томос об автокефалии т.н. Православной церкви Украины во главе с митрополитом Епифанием (Думенко). Этим решением первоиерарх КПЦ и стоящие за ним США рассчитывали как упрочить положение самого Варфоломея в мировом православии, ослабив в нем влияние Русской православной церкви, считающей Украину своей канонической территорией, так и помочь переизбраться украинскому президенту Петру Порошенко, представлявшему получение томоса одним из главных достижений своего правления. Порошенко это не помогло – выборы он с треском проиграл. Укреплению престижа Варфоломея создание ПЦУ также не способствовало – его и Порошенко неканоническое детище признали лишь поместные православные церкви, тесно связанные с Фанаром. За два года своего существования ПЦУ так и не стала доминирующей православной структурой на Украине, однако митрополит Епифаний уверен, что в 2021 году ситуация кардинально изменится в лучшую для его "церкви" сторону. Предлагаем разобраться, на чем основан оптимизм киевской марионетки Варфоломея?
С приходом к власти в Киеве Владимира Зеленского, в ходе предвыборной кампании намеренно дистанцировавшегося от темы церковного раскола на Украине и позиционировавшегося себя как президента "всех украинцев", динамично стартовавший при Порошенко проект ПЦУ засбоил. Процесс перехода под юрисдикцию структуры Думенко (а фактически под прямое управление Константинополя) православных приходов, бодро развивавшийся в последние месяцы правления "отца украинской автокефалии", ощутимо замедлился.
Более того, подельник Порошенко и Варфоломея по "делу о томосе" патриарх Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарет (Денисенко), отдавший почти тридцать лет борьбе за "церковную незалежность от Москвы" и удостоенный за успех автокефального проекта звания Героя Украины, вдруг осознал, что его банально кинули.
Филарет рассчитывал, что реальная власть в новой структуре будет принадлежать ему, а его бывший подчиненный Епифаний, которого он сам рекомендовал на пост главы ПЦУ, станет выполнять лишь представительские функции. Однако, все вышло ровно наоборот, и ничего, кроме пышных, но ничего не стоящих титулов "духовного отца" и "почетного патриарха" ПЦУ, Филарет не получил.
Рис. 1 Бывшие соратники Филарет (слева) и Епифаний
В июне 2019-го обиженный старый раскольник провозгласил восстановление вроде бы влившегося в ПЦУ Киевского патриархата. В ответ Епифаний лишил своего бывшего наставника статуса столичного епископа и объявил все его решения не имеющими канонической и юридической силы, а Варфоломей заявил, что Киевский патриархат, который собрался восстанавливать Филарет, – фикция, ибо никогда не существовал. Однако часть священников новой церкви последовали за Филаретом, признав его своим предстоятелем.
В итоге, вместо объединения украинских православных, на что упирал Порошенко, продавливая проект автокефалии, раскол в их среде лишь усугубился. При этом, несмотря на усилия иерархов ПЦУ, поддерживающих их фанариотов и местных националистов, большинство прихожан на Украине по-прежнему ориентируются на каноническую Украинскую православную церковь Московского патриархата, возглавляемую митрополитом Онуфрием (Березовским). За два года добровольно перерегистрировались в ПЦУ менее ста приходов УПЦ МП из 12 тысяч, еще некоторое число храмов были захвачены радикалами, однако прихожане оттуда ушли.
Не очень успешно продвигалось и международное признание ПЦУ. Помимо Константинополя, официально считать новое раскольническое образование "сестрой" согласились лишь три поместных православных церкви, находящиеся под влиянием Фанара, – Элладская, Александрийская и Кипрская, при этом последняя сама оказалась на грани раскола из-за неприятия большинством ее епископов навязанного патриархом Хризостомом волюнтаристского решения. Остальные либо поддержали резко выступившую против украинской автокефалии Русскую православную церковь, либо заняли выжидательную позицию.
Однако митрополит Епифаний смотрит в будущее с оптимизмом. По случаю недавней годовщины образования ПЦУ он в интервью украинскому телеканалу "Прямой" заявил, что в 2021 году процесс перехода храмов под юрисдикцию его церкви возобновится, связав его замедление с коронавирусом.
Митрополит Православной церкви Украины Епифаний (Думенко):
"Была одна волна (расширения ПЦУ – прим. Нарполита), будет и другая волна после этой пандемии. Видите, это уподобляется. У нас есть разные волны распространения этой болезни, и, к сожалению, эта пандемия в определенной степени приостановила процесс перехода".
Более того, Епифаний рассчитывает, что в наступившем году его структуру признают еще несколько поместных церквей, до сих придерживавшихся нейтралитета в споре между Константинополем и Москвой, – Грузинская, Албанская, Болгарская, Румынская и Иерусалимская. По его мнению, вскоре ПЦУ больше не придется терпеть присутствие на своей канонической территории "московских ставленников" во главе с Онуфрием.
Уверенность главы ПЦУ базируется на двух благоприятных для него и его кураторов с Фанара факторах.
Первый состоит в изменении отношения к церковному конфликту в стране украинской власти и лично президента Зеленского, ранее демонстративно от него дистанцировавшегося. В конце сентября 2020-го руководителем вновь созданного в структуре секретариата правительства Украины отдела по вопросам этнонациональной политики и религий был назначен один из активных участников создания ПЦУ Андрей Юраш, руководивший при Порошенко департаментом по делам религий минкульта и некоторое время пребывавшей не у дел. Теперь этот близкий к Епифанию чиновник будет готовить проекты решений кабинета Шмыгаля по профильным вопросам и контролировать их исполнение.
Рис. 2 Новый правительственный "куратор раскола" Андрей Юраш
А в минувшем октябре во время визита в Турцию президент Зеленский не только посетил службу в одном из храмов КПЦ в Стамбуле (дома он за время своей каденции ни разу не был замечен в церкви), но и встретился с Варфоломеем в его фанарской резиденции. И это был совсем не протокольный визит вежливости, а полноценные переговоры главы государства с предстоятелем "матери-церкви" – такого титулования КПЦ удостоилась на сайте Офиса Зеленского впервые. Поблагодарив Варфоломея за "все, что он сделал и делает для Украины", президент пригласил его посетить Киев на 30-летие независимости, которое будет отмечаться в Незалежной в будущем августе.
При этом первая встреча Варфоломея с Зеленским в августе 2019-го закончилась чем-то похожим на скандал: по ее итогам президент отказался подписать некий меморандум, подготовленный Фанаром совместно с МИД Украины. Согласно данным украинских СМИ, в документе шла речь о дальнейшей поддержке Киевом проекта ПЦУ и признании Епифания единственным законным лидером украинских православных.
Теперь позиция Зе-президента по вопросу выстраивания отношений с Варфоломеем очевидно претерпела изменения.
Рис. 3 Владимир и Елена Зеленские в гостях у Варфоломея (октябрь 2020 года)
Причина подобного кульбита тесно связана со вторым фактором, объясняющим энтузиазм митрополита Епифания по поводу перспектив его раскольнической структуры. Это победа на выборах в США демократа Джо Байдена. В бытность вице-президентом при Обаме он активно поддерживал идею предоставления автокефалии Украине, и нет никаких оснований считать, что его отношение к этому проекту изменилось.
Кроме того, новый глава США давно поддерживает хорошие отношения с Варфоломеем. В текст подготовленного сотрудниками Байдена ответа на поступившее от Константинопольского патриарха поздравление избранный президент собственноручно дописал: "Будьте здоровы. Мы нуждаемся в вашем руководстве". Другие представители мирового духовенства, поздравившие демократа с победой на выборах, включая Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, таких трогательных приписок не удостоились.
Очевидно, что с приходом в Белый дом команды Байдена – Харрис международное влияние Варфоломея заметно возрастет. Так что у его украинского ставленника действительно есть основания смотреть в будущее с оптимизмом: совместными усилиями Фанар и Вашингтон вполне способны заставить сделать "правильный выбор" в пользу признания ПЦУ сомневающихся глав поместных церквей.
В свою очередь каноническое православие на Украине ждут тяжелые времена: вероятно, в ближайшее время УПЦ МП столкнется с волной новых рейдерских захватов храмов, только теперь на помощь радикалам придут и судебные приставы, выполняющие правительственные решения, которые подготовит Андрей Юраш.
Правда, всё это не будет способствовать преодолению церковного раскола на Украине, да и вряд ли положительно отразится на электоральных перспективах Зеленского, окончательно отрекшегося от своих предвыборных обещаний и сегодня фактически проводящего русофобскую политику своего предшественника.