Народный политолог - Фильм "Зоя" стал очередной неудачной попыткой российского кинематографа рассказать об истории Великой Отечественной с позиций голого патриотизма
Пятница, октября 04, 2024

Новая картина о Зое Космодемьянской, снятая при поддержке РВИО, не смогла раскрыть ни характера юной героини-партизанки, ни сути совершенного ей подвига

В конце января в российский прокат вышел фильм "Зоя", рассказывающий о короткой боевой биографии и подвиге Зои Космодемьянской – 18-летней московской комсомолки, погибшей при выполнении задания в тылу врага в ходе Битвы за Москву 29 ноября 1941 года. В СССР имя юной партизанки, которая стала первой женщиной, удостоенной во время войны звания Героя Советского Союза (посмертно), было прекрасно известно всем от мала до велика, но современная молодежь знает о ней и совершенном ей подвиге мало. Поэтому намерение рассказать о Зое Космодемьянской средствами современного кинематографа, попутно развенчав тиражируемые со времен "перестройки" многочисленные псевдоисторические спекуляции вокруг ее фигуры, особенно накануне 80-летия начала Великой Отечественной нападения гитлеровцев на нашу страну и гибели самой Зои, стоило бы всячески приветствовать. Однако результат трехлетней работы съемочной группы под патронажем Российского военно-исторического общества (РВИО) скорее разочаровывает, чем вдохновляет. Главная претензия многих зрителей среднего и старшего возраста состоит в том, что фильм не вызвал у них глубокого эмоционального отклика, на который они рассчитывали, а молодежь просто не поняла, за что отдала свою жизнь их ровесница 80 лет назад…

Картина "Зоя" стала всего лишь третьей попыткой воплотить подвиг Зои Космодемьянской на киноэкране. Первый фильм с точно таким же названием был снят Лео Арнштамом еще во время войны, в 1944 году, и являл собой скорее пропагандистский продукт. Второй раз погибшая от рук гитлеровцев партизанка стала одной из героинь масштабной киноэпопеи Юрия Озерова "Битва за Москву", вышедшей в мировой прокат к 40-летию Победы в 1985-м. В этом фильме сценаристы связали историю Зои Космодемьянской с историей подольских курсантов, среди которых оказались два влюбленных в нее одноклассника.

Рис. 1 Ирина Шмелева в роли Зои Космодемьянской в фильме "Битва за Москву"

В некотором смысле они оказались связаны и сейчас – премьера "Подольских курсантов" о мальчишках, ценой своих жизней остановивших гитлеровцев на подступах к Москве в октябре 1941-го, состоялась в ноябре, незадолго до выхода "Зои". Увы, в общий контекст, как это было у Озерова, современные фильмы не вписались, и если первый был воспринят большинством зрителей положительно, то второй вызвал у многих тяжкое недоумение…

Идею снять кино о Зое Космодемьянской высказал в конце 2016 года тогдашний министр культуры Владимир Мединский, и неудивительно, что патронировать проект, носивший рабочее название "Страсти по Зое", взялось возглавляемое им же РВИО. Учитывая, мягко говоря, неоднозначное отношение к деятельности Общества, в т.ч. в области кинематографа, это уже настораживало.

Изначально съемки доверили Егору Кончаловскому. Однако что-то в его работе кураторов из РВИО и Минкульта не устроило, и вскоре Кончаловского в кресле режиссера сменил Леонид Пляскин, самой известной работой которого до этого был телесериал "Молодая гвардия" – неоднозначное высказывание на тему подвига юных подпольщиков Краснодона. Но и у Пляскина не заладилось, и в помощь ему отрядили Максима Бриуса – создателя таких "шедевров" как "Береговая охрана-2" и "Чужой район". Попутно переписали сценарий, который исходно должен был базироваться исключительно на документах и свидетельствах очевидцев, но в конечном варианте изрядно от них отошел.

В итоге получилась смесь исторической правды и вымысла, из-за чего не понятно, что перед нами – попытка реконструкции реальных событий, как в "Подольских курсантах", на что вроде бы указывает сопровождение титрами появляющихся в кадре исторических персонажей – Артура Спрогиса, Александра Шелепина, Бориса Крайнова, подполковника Рюдерера и др. (этот же прием использовал и Озеров в "Битве за Москву"), либо конструирование позитивного "русского мифа", что блестяще удалось создателям "28 панфиловцев".

Что-то в "Зое" выдумано (ее встреча со Сталиным и приезд в Петрищево допрашивать упрямую "русскую диверсантку" хитрого абверовца, зачем-то цитирующего представительнице "низшей расы" Ницше), что-то передернуто (вопрос об отъезде Верховного из Москвы решался не в ноябре, а в середине октября, когда Зоя еще не ушла в армию; Веру Волошину казнили в один день с Космодемьянской, а не накануне), что-то искажено (обстоятельства диверсионной операции в Петрищево и пленения Зои). При этом некоторые важные обстоятельства из сюжета выпали (например, то, что на допросе Космодемьянская назвалась Таней в честь героя Гражданской войны Татьяны Соломахи, которой она восхищалась).      

Одна из основных проблем фильма – вопиющий мискастинг. Трудно понять, зачем надо было брать на роли 18-летней Зои и ее 16-летнего брата Александра (тоже, кстати, Героя Советского Союза) актеров намного старше своих персонажей? Это же не театр. Глядя на то, как исполнители, реальный возраст которых невозможно скрыть никаким гримом, пытаются изображать юных школьников, испытываешь неловкость. Она усиливается отсутствием портретного сходства с прототипами, особенно у играющей Зою Анастасии Мишиной.

Рис. 2 Анастасия Мишина в роли Зои Космодемьянской в фильме "Зоя"

Окончательно разрушает иллюзию достоверности привлечение на второстепенные женские роли известных актрис, снимавшихся в фильмах, далеких от военной тематики. Трудно избавиться от ощущения, что изображающие жительниц деревни Петрищево Анна Уколова и Карина Разумовская, игравшие в основном в комедийных и криминальных сериалах, перепутали съемочные площадки. Да и выбор на роль Любови Тимофеевны Космодемьянской Дарьи Юргенс, прославившейся на всю страну ролью наголо обритой русской путаны в балабановском "Брате-2", нельзя назвать удачным.

Другая, не менее важная, проблема фильма в том, что авторы так и объяснили зрителям ни в чем конкретно состоял подвиг Зои, ни какие мотивы ей двигали. Сценаристы не доверили Анастасии Мишиной произнести ни одного внятного развернутого монолога, из которого было бы понятно, за что ее героиня пошла на смерть. Во время допросов киношная Зоя упрямо молчит, начиная говорить только во время "очной ставки" со струсившим Василием Клубковым. Но лучше бы она этого не делала.

Из адресованной бывшему товарищу речи в присутствии немецкого гауптмана следует, что партизанка терпит пытки и готова умереть "за трамвай до Сокольников", "спички" и "свежую булочку", а не за Родину и советский народ, как было на самом деле. После этого обращение Зои с эшафота к жителям Петрищево с призывом не бояться и бить немцев, заканчивающееся ее подлинными словами "Сталин придет!", смотрится нелепо и фальшиво.            

Не обошлось в "Зое" без традиционных для отечественного кино о войне исторических ляпов, вроде длинных волос у девушек, готовящихся к заброске во вражеский тыл, и автоматчика с петлицами рядового красноармейца, но с комиссарскими звездами на рукавах.

Из немногих плюсов нового фильма стоит отметить, что в кои-то веки Сталин не показан на экране кровавым упырем и безжалостным тираном (за что создателям, правда, досталось от "неполживых" из "Новой газеты" и "Мемориала"). Плюс вспомнили, пусть и вскользь, незаслуженно забытую сослуживицу Зои, Героя России Веру Волошину – теперь жители Мытищ хотя бы будут знать в честь кого названа одна из улиц их города. Также неплохо показана немецкая солдатня, особенно в сцене, когда гитлеровец, собирающийся после войны стать хирургом, в порядке эксперимента втыкает нож в ногу измученной Зое.        

Больше похвалить фильм не за что, и вряд ли он надолго останется в памяти у зрителей. Картина не оправдала ожиданий детей и внуков победителей гитлеровской Германии, для многих из которых Зоя Космодемьянская была образцом для подражания в школьные годы. Что же касается молодежи, то для нее образ Зои, смысл и значение ее подвига так и остались непонятными.

Рис. 3 Герой Советского Союза Зоя Космодемьянская (1923 - 1941 гг.)

Увы, "Зоя" стала очередным примером идеологического дуализма кураторов фильма из РВИО и лично Владимира Мединского, многие годы пытающихся говорить о Великой Отечественной войне с позиций патриотизма, при этом оставляя за скобками его идеологическую подоплеку и избегая упоминаний о коммунистической партии, комсомоле, преданности Сталину и советским идеалам. Сознательно обрезая этот важнейший компонент, чтобы избежать обвинений в апологетике сталинизма, работающие по заказу РВИО кинематографисты изображают своих героев либо фанатиками, как вышло с "Зоей", либо аполитичными патриотами некой абстрактной России. Но ни те, ни другие победить нацистов не смогли бы.

 

Новости дня

Российская детская индустрия успешно справилась с задачей импортозамещения...
"Дзен" избавляется от "Политнавигатора". С "русской пропагандой" борются не только на Западе, но и в России?
Москва на правах столицы Глобального юга приняла Международный Муниципальный Форум стран БРИКС
Арест Дурова - атака на российский Telegram или новая планка загнивания западной демократии?
Британские экоактивисты, готовившиеся перекрыть шоссе в знак протеста против изменения климата, получили рекордно суровые тюремные сроки
Донецкий суд отправил в тюрьму ещё одного украинского шпиона, под прикрытием миссии ОБСЕ собиравшего разведданные для корректировки огня ВСУ
Международный Конкурс "Расскажи миру о своей Родине" объединил детей из 70 стран в "Доме молодёжи" на ВДНХ
Макрон стал первым за 24 года лидером Франции, совершившим официальный визит в Германию...
"Нас не догонят!" Запуск ракеты "Ангара-5В" с "Восточного" стал прекрасным подарком России ко Дню космонавтики
Московский бизнес-омбудсмен Татьяна Минеева переназначена на новый пятилетний срок. Почему это важно для России?
В Москве с размахом проводят церемонию награждения победителей всероссийского патриотического конкурса "Гимн России понятными словами"
Что ВЭФ грядущий нам готовит? Во Владивостоке стартует VIII Восточный экономический форум
В Москве заложен Храм святого праведного воина Феодора Ушакова и открыт памятник великому адмиралу
В Кишинёве при поддержке властей состоялся традиционный гей-парад. Был посол США, Санду опять не пришла
Турция приняла победу Эрдогана на президентских выборах...
О главных событиях марта в политической жизни Казахстана, Туркмении, Узбекистана, Армении, Азербайджана и Грузии глазами ино-СМИ
ЕС и G7 ввели эмбарго на импорт нефтепродуктов из России и "ценовой потолок" для допуска своих компаний к их перевозкам в третьи страны...
Обзор новостной повестки стран Центральной Азии и Закавказья за первую декаду Нового 2023 года
Зачем Маск устроил "самоубийственное" голосование о своем уходе из Twitter, заранее зная, что пользователи скажут "Да"?
После смены собственника отечественная платформа Дзен пошла по пути русофобствующего Facebook
ПАСЕ приняла резолюцию об отнесении России к "террористическим режимам"…
Обзор октябрьской новостной повестки стран Центральной Азии и Закавказья
На полях Генассамблеи ООН главы МИД стран Запада предложили созвать трибунал для наказания России "за зверства на Украине"…