Скандал с абитуриентами как подготовка к аннексии
Претензии Польши к соседним странам множатся, как грибы после дождя. Сегодня в польских СМИ разворачивается мощная кампания, посвященная дискриминации этнических поляков в Литве. Польская диаспора в этой прибалтийской республике утверждает, что нарушаются права поляков-абитуриентов при поступлении в местные вузы; им якобы специально занижают оценки на вступительном экзамене по государственному языку.
Об этом заявили депутат сейма Литвы Ярослав Наркевич, директор вильнюсской гимназии имени Иоанна-Павла Второго Адам Блашкевич и другие видные представители польской общины Литвы.
По их словам, занижение оценок – это политический заказ властей, а сам факт единых требований к литовцам и полякам – дискриминационный, поскольку последние не могут знать литовский язык так же хорошо, как и представители "коренной национальности".
Родители польских абитуриентов теперь грозят забастовками и акциями гражданского неповиновения.
Выступления польских активистов в Литве подхвачены в "метрополии" – в Польше негодуют по поводу притеснения соотечественников.
На первый взгляд, всё выглядит убедительно. Прибалтийские лимитрофы славятся своим национализмом. Впрочем, как и сама Польша.
Однако в данном случае всё не так просто. Прежде всего, вызывает удивление то обстоятельство, что правила приема в литовские вузы существуют уже несколько лет, а шумиха польскими активистами поднята только сейчас. Кроме того, результаты последнего экзамена по-литовскому языку у поляков оказались даже лучше, чем у литовцев.
Есть ощущение, что скандал разгорается на пустом месте. Впрочем, место не совсем пустое. Польские политики и СМИ непрерывно поднимают тему "Восточных кресов" (так польские реваншисты, грезящие о "Великой Польше от моря до моря" называют земли Белоруссии, Литвы и Украины, некогда находившиеся под контролем Речи Посполитой). Они говорят о том, что "польское сердце будет вечно кровоточить об их утрате", мечтают о реституции, рассуждают о "великой цивилизаторской миссии польского народа на Востоке". Словом, ведут пропаганду в духе "Дранг нахт остен" Третьего рейха.
Важнейшим моментом в этой информационной подготовке к "возвращению исторических польских земель" (в том или ином виде) является укрепление в сознании поляков уверенности в неизбывной вине перед ними тех, кто эти земли ныне занимает. Если "обоснованность" посягательств на украинские территории подкрепляется не просто воспоминаниями о Волынской резне 1943 года, а её смакованием, то "вина" литовцев лепится буквально "на коленке".
Ещё в 2013 году известный польский публицист Мариуш Макс Колонка обнародовал программу по возвращению "Восточных кресов", состоящую из пяти пунктов. Первый предполагал начать подготовку аннексии территории и создать там "точки опоры" в виде польской диаспоры (в Литве это 235 тысяч человек). Вторым пунктом шла мобилизация этого меньшинства в рамках националистических движений (этому особенно способствуют разговоры о дискриминации) и формирование с их помощью соответствующего политического климата на "отторгнутых у Польши землях".
Третьим шагом является стимуляция и использование социального недовольства для продвижения идей об их "воссоединении" с Польшей.
Четвертый – создание системы экономических и иных стимулов, в том числе раздача "карт поляков".
И, наконец, пятый шаг – проведение референдума, по результатам которого и осуществляется "возвращение польских территорий". История с "дискриминацией абитуриентов" вполне укладывается в такую схему. И это не единственный из обсуждаемых в Польше планов возвращения "Восточных кресов".