Из-за долгого отсутствия реакции РПЦ на активную пропагандистскую деятельность "уральского старца" протестное движение в России может обрести нового духовного лидера, выгодно отличающегося от Навального и других вождей внесистемной оппозиции
3 июля церковный суд Екатеринбургской и Верхотурской епархии Русской Православной Церкви постановил извергнуть из сана священника схиигумена Сергия (Романова), являвшегося духовником женского монастыря в Среднеуральске. Это решение, низводящее скандального священнослужителя в статус простого монаха, вступит в силу после утверждения патриархом Кириллом. На протяжении последних лет Сергий неоднократно выступал с резкой критикой экуменической деятельности РПЦ, мер правительства по внедрению цифровой идентификации и биометрических документов и другими громкими заявлениями. Схиигумен приобрел общенациональную известность после того, как в апреле выступил с видеообращением, в котором объявил, что пандемия COVID-19 является выдумкой властей, и призвал не выполнять решение РПЦ о закрытии храмов. За это по решению главы Екатеринбургской епархии он был запрещен к служению и призван к покаянию, однако не одумался и записал еще несколько резонансных роликов, в одном из которых агитировал граждан не участвовать в голосовании по поправкам в Конституцию. Можно ли рассчитывать, что нынешнее решение епархиального суда приведет к прекращению наносящей большой имиджевый ущерб не только РПЦ, но и светским властям пропагандистской деятельности мятежного священника?
Чтобы рассмотреть дело схиигумена Сергия, носившего в миру имя Николая Романова, суду Екатеринбургской епархии под председательством протоиерея Николая Малеты пришлось собираться трижды. 15 июня обвиняемый, явившись на заседание с наперсным крестом, ношение которого ему было запрещено еще в мае после заявления о чипировании людей под видом вакцины от коронавируса, зачитал заранее подготовленное заявление и тут же покинул здание в сопровождении своей группы поддержки, отказавшись отвечать на вопросы судей.
На повторное заседание 26 июня Сергий прийти отказался, назвав суд над собой "шоу", а заседающих в нем священнослужителей – "еретиками".
Третье заседание, состоявшееся 3 июля, также прошло без обвиняемого. В его отсутствие было вынесено постановление о лишении схиигумена священного сана. Мятежному священнику вменено в вину проведение церковных служб после запрета в служении; неподчинение епископу, в т.ч. участие в мирских делах без его санкции, и поведение, не соответствующее монашескому статусу; прекращение поминовения своего епископа, что трактуется в РПЦ как раскол, а также общение с раскольниками.
Как отмечают эксперты в области религиозного права, с которыми связалась редакция, почти все эти обвинения относятся к периоду после скандального апрельского выступления Сергия о коронавирусе как о мифе. Такой подход свидетельствует о том, что епархия стала считать его деятельность, наносящей ущерб Церкви, только после этого эпизода, хотя опальный священник по факту вел ее и ранее.
При этом за схиигуменом оставлено право обжаловать решение епархиального суда до того, как оно будет окончательно утверждено патриархом Кириллом. В этом можно усмотреть сигнал Сергию всё-таки покаяться и встать на путь исправления.
Невысказанное стремление Екатеринбургской епархии и ее главы митрополита Кирилла (Наконечного) решить дело миром объясняется опасениями разрастания конфликта, связанного с именем Сергия. Однако маловероятно, что опальный монах пойдет навстречу желанию своих номинальных церковных начальников. Сергию не нужно прощение в обмен на покаяние, так как он уверен, что каяться надо не ему, а иерархам РПЦ.
Проповедуемые уральским священником радикальные взгляды находят широкую поддержку в право-консервативном крыле РПЦ и снискали ему популярность у определенных групп православной общественности, не согласных с политикой патриарха Кирилла и Священного Синода, которые, по их мнению, в недостаточной степени отстаивают интересы верующих в отношениях с властью и не дают должного отпора действиям внешних сил, направленных на раскол в мировом православии.
Помимо нападок на экуменизм, тотальную цифровизацию и коронавирус, Сергий выступает против "жидо-коммунистов", призывает ликвидировать мавзолей и снести все памятники Ленину, развивает культ поклонения последнему русскому царю Николаю II, утверждает, что страной правят "масоны во главе с двойником Путина", за отказ подчиниться которым был убит патриарх Алексий II, заявляет, что "сегодня РПЦ – главный враг России", и практикует экзорцизм. При этом он с почтением относится к фигуре Сталина, осуждал прошлогодние протестные выступления в Москве и деятельность внесистемной оппозиции, а также приветствовал воссоединение Крыма.
В этом эклектичном наборе каждый найдет то, что ему по душе, поэтому не удивительно, что среди почитателей Сергия много не только простых людей, не довольных жизнью, своим положением и уровнем достатка, но и влиятельных политиков, бизнесменов и медийных персон. В их числе СМИ называли депутата Госдумы, олимпийского чемпиона по биатлону Сергея Чепикова, вице-губернатора Свердловской области Сергея Бидонько, лидера движения "Новороссия" и бывшего министра обороны ДНР Игоря Стрелкова, прославленного хоккеиста Павла Дацюка, известного актера кино Бориса Галкина, фронтмена шоу "Уральские пельмени" Дмитрия Соколова, певцов Александра Новикова и Вику Цыганову, депутата Госдумы и экс-прокурора Крыма Наталью Поклонскую и многих других.
Кроме того, за последнее время Среднеуральский женский монастырь, духовником которого до запрета в служении числился Сергий, превратился усилиями его радикально настроенных сторонников в закрытую зону, куда нет доступа ни представителям епархии, ни иным "враждебно настроенным по отношению к святому отцу" лицам, что на днях испытала на себе съемочная группа Ксении Собчак. Назначенная патриархом Кириллом настоятельницей монастыря игуменья Варвара (Крыгина) под давлением "сергиевцев" была вынуждена его покинуть.
После оглашения вердикта епархиального суда сторонники опального схиигумена заявили о его непризнании и намерении организовать ради спасения своего духовного отца крестный ход в Москву, где собираются добиваться встречи с патриархом. В ответ на озвученные представителями Екатеринбургской епархии планы вернуть управление над захваченным монастырем, последователи Сергия объявили, что не отдадут обитель и будут ее защищать.
В этих условиях, учитывая приобретенную Сергием за последние месяцы общероссийскую известность и медийную активность его защитников, которых не смутило даже предание огласке данных об уголовном прошлом их кумира, отбывавшем срок за убийство, связанная с ним проблема уже перестала быть внутренним делом РПЦ. Само по себе возникновение феномена "мятежного священника" свидетельствует о наличии глубоких внутренних противоречий как в Церкви, так и в обществе в целом, в котором накопился изрядный протестный потенциал.
Делать вид, что конфликта не существует, российская власть не может и не должна. В противном случае она может столкнуться со взрывом общественного недовольства не только в Екатеринбурге, но и в других городах, где за последнее время резко возросло число поклонников схиигумена, по сравнению с которым прошлогодние "храмовые войны" в столице Урала и выступления молодежи по поводу отказа в регистрации оппозиционных политиков кандидатами на выборах в Мосгордуму покажутся невинными детскими шалостями.
Харизматичный и популярный священник во главе протестного движения под четкими и понятными лозунгами, под которыми готовы подписаться миллионы, это намного более серьезная угроза для стабильности в стране, чем потуги Навального и его соратников вытянуть из "недовольных кровавым режимом" изнеженных офисных сислибов донаты на борьбу "за все хорошее, против всего плохого".