История противостояния нацизму в центрально-азиатской республике преподается исключительно как вырванная из общего контекста серия рассказов о подвигах героев-земляков
Нарполит продолжает знакомить своих читателей с тем, как власти ставших 30 лет назад независимыми бывших советских республик трактуют в школьных учебниках историю Великой Отечественной войны. На примере стран Балтии, государств Закавказья, Украины с Белоруссией, а также Узбекистана мы убедились, что уходящее все дальше от нас вглубь времен эпическое совместное противостояние братской семьи народов Советского Союза гитлеровской агрессии используется в этих странах для внедрения в сознание подрастающего поколения сомнительных с научной точки зрения исторических нарративов, позволяющих взращивать националистические настроения и ненависть ко всему, что связано с Россией и общим с ней прошлым, которое рисуется преимущественно черными красками. Сегодня в центре нашего внимания – Туркменистан – пожалуй, самое закрытое для иностранцев государство постсоветского пространства, где представление граждан как об истории, так и о ситуации в мире определяется лично первым лицом – сначала Вечно Великим Туркменбаши Сапармуратом Ниязовым, а затем его преемником Гурбангулы Бердымухамедовым, именуемым местным официозом просто "Аркадаг", что означает "покровитель"...
Оговоримся сразу, из-за проводимой официальным Ашхабадом политики жесткого контроля за внешними и внутренними информационными потоками, а также в связи с отсутствием независимых источников, об исторической политике туркменского государства можно судить лишь по отрывочным сведениям.
Туркмения была одной из последних республик СССР, провозгласивших свой суверенитет – это произошло лишь в конце октября 1991-го, когда единый Союз существовал лишь номинально, а лишившийся реальной власти Горбачев досиживал последние недели в Кремле. Однако, несмотря на такую неспешность, с советским историческим наследием в стране, быстро превратившейся в подобие абсолютной монархии, разобрались намного быстрее и радикальнее, чем, скажем на Украине.
Сразу после провозглашения независимости в Туркменистане по указанию властей первым делом из всех школьных библиотек изъяли и уничтожили книги многих авторов советского периода, а позже подавляющее большинство библиотек в стране было вообще закрыто. В конце 1998 года Институт истории Академии наук Туркменистана был напрямую подчинён кабинету министров, а точнее – первому президенту Сапармурату Ниязову, получившему звание "Отца туркмен", или Туркменбаши. То есть, история по сути стала стратегическим информационным оружием, которым, как и всем в стране, управлял глава государства.
В основу новой исторической концепции, изобретенной Ниязовым и отраженным в его "научных трудах", вроде знаменитой "Рухнамы", был положен тезис о том, что туркмены являются древнейшим этносом человечества, известным чуть ли не со времён Древнего Египта, именно они стали основателями многих античных цивилизаций от Китая до Европы и подарили человечеству много полезных изобретений, в т.ч. письменность.
Через призму такого национального подхода формировалось отношение ко всем историческим событиям, которое было построено на весьма прагматичной основе – если туркмены когда-то ярко проявили себя, этот эпизод прошлого всячески возвеличивался, прочее же предавалось проклятию или полному забвению. Например, присоединение к Российской империи туркменских племён в результате Ахалтекинской экспедиции генерала Скобелева и поныне рассматривается исключительно в негативном свете: мол, тогда были уничтожена великая туркменская цивилизация с ее древней и богатой культурой, а гордый и храбрый кочевой народ превращен в рабов "белого царя". При этом подвиги всадников-текинцев, участвовавших в Первой мировой войне, всячески превозносятся и достаточно подробно представлены на страницах учебников.
Примерно такое же отношение и к Великой Отечественной войне. В учебниках и пособиях много и предметно говорится о представителях туркменского народа, которые храбро дрались на разных фронтах. Школьники подробно знакомятся с подвигом младшего сержанта Курбана Дурды, который, несмотря на тяжелое ранение, во главе горстки бойцов отбил у румын в июле 1941-го стратегически важную высоту, за что был вскоре удостоен звания Героя Советского Союза. Не меньшее внимание в школьной программе уделено и другому Герою – сержанту Айдогды Тахирову, который, в январе 1943-го попав в плен, под пытками притворно согласился обратиться к соотечественникам с призывом переходить на сторону гитлеровцев, но когда ему дали микрофон прокричал: "Братья-туркмены, бейте фашистов, нещадно бейте!", за что был тут же убит.
Бойцы и командиры 87-й Туркменской отдельной стрелковой бригады, где служил Айдогды Тахиров
Заодно в стране активно исправляли "ошибки" советской власти, которая якобы ущемляла туркменских воинов. Так, отцу Туркменбаши Атамурату Ниязову, погибшему в декабре 1942 года в Северной Осетии в ходе Битвы за Кавказ, в мае 2000 года было посмертно присвоено звание Героя Туркменистана.
Вообще при жизни Сердара (еще один титул Ниязова, означающий "вождь") историю в школах и в вузах фактически преподавали вовсе не по учебникам, а по его выступлениям, напечатанным во всех газетах, подобострастным очеркам придворных журналистов о жизни президента и его предков. Все эти опусы становились обязательными материалами для изучения на уроках истории.
Впрочем, Ниязову надо отдать должное – при нём всё-таки, пусть и в чудаковатом виде, но история борьбы с гитлеровским нашествием худо-бедно изучалась, школьники знали, что тогда их республика входила в состав СССР, подвергшийся вероломному нападению Германии и ее союзников, а термин "Великая Отечественная война" присутствовал на образовательном уровне.
Сменивший в декабре 2006-го Туркменбаши Аркадаг повелел заменить этот термин на Вторую мировую войну, тем самым подчеркивая, что она была чужой для туркменского народа. Впрочем, это не помешало второму президенту написать в 2011-м роман "Имя доброе нетленно", посвященный его деду – участнику войны Бердымухамеду Аннаеву.
В сентябре 2010 года Бердымухамедов поручил учёным в очередной раз "усовершенствовать" учебники истории. Теперь в них история СССР в качестве предмета изучения полностью отсутствует, школьники осваивают "Историю Туркменистана" и "Всемирную историю". Из учебников в рамках "борьбы с культом личности" убрали историю семьи умершего Туркменбаши. Подвиги воинов-туркмен на фронтах в них по-прежнему ярко описываются, однако в абсолютном отрыве от общего хода исторических событий, без какой-либо хронологии и выстраивания причинно-следственных связей. Словно Великая Отечественная в истории Туркменистана взялась ниоткуда, непонятно когда и почему начавшись, а потом и ушла в никуда.
Впрочем, это туркменских "историков" волнует мало. Главное для них – прославление, пусть даже и абсурдное, великой туркменской нации и её нынешнего вождя – солнцеликого Аркадага. Понятно, что на столь "величественном фоне" та далекая, ненужная, непонятная и чужая война кажется составителям учебников какой-то незначительной мелочью…
О том, как история Великой Отечественной представлена в учебниках Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Молдавии, читайте в следующих материалах цикла "Одна на всех?"
См. также:
- "Одна на всех?" Что знают о Великой Отечественной войне школьники постсоветских государств
- "Одна на всех?" Что знают о Великой Отечественной войне школьники постсоветских государств. Часть 2. Украина и Белоруссия
- "Одна на всех?" Что знают о Великой Отечественной войне школьники постсоветских государств. Часть 3. Страны Закавказья
- "Одна на всех?" Что знают о Великой Отечественной войне школьники постсоветских государств. Часть 4. Узбекистан