История с задержанием в Абакане "расследовательницы" Назгуль Кенжетай и ее мужа показывает, как работает "мягкая сила" Анкары в российских тюркоязычных регионах
На прошлой неделе в Хакасии сотрудники полиции задержали журналистов популярного турецкого Интернет-издания GZT – уроженку Казахстана, "военного корреспондента" Назгуль Кенжетай, а также ее мужа и оператора, гражданина Турции Эмина Карачака. Они снимали в республике документальный фильм о "тяжелой жизни тюркских народов", не получив для этого соответствующего разрешения МИД РФ, за что теперь будут депортированы. При этом в качестве цели поездки в Сибирь супруги указали "туризм" – вероятно, чтобы не получить отказ, поскольку ранее их уже штрафовали за подобные "шалости" в Якутии и Республике Алтай, где они также снимали репортажи и фильмы с акцентом на "трудной судьбе малых тюркских этносов в имперской России". На защиту "ни в чем не повинных" журналистов уже встали СМИ Турции и русскоязычные издания-иноагенты, вроде "Сибирь.Реалии" и "Настоящего времени" – турецкое ИА Anadolu утверждает, что Кенжетай и Карачак задержаны "за шпионаж" и содержатся в "нечеловеческих условиях". Это, мягко говоря, не так, ибо будь супруги настоящими шпионами, их бы посадили, а не депортировали, при этом в "узилище" у них даже не отобрали телефоны, позволив связываться с родными. Кто же такая Назгуль Кенжетай, за которую так рьяно вступаются те, кто точно не может быть причислен к друзьям России и ее народа?
Медийные "адвокаты" 25-летней уроженки Кызылорды, ныне служащей на благо Турции, рисуют ее образ исключительно в теплых тонах, называя "талантливой молодой журналистской" и "первой казахской женщиной, ставшей военным корреспондентом".
Три года назад "талантливая" журналистка стала одной из победительниц конкурса "100 новых лиц Казахстана", организованного властями с целью "продвижения идей успешности, конкурентоспособности, прагматизма и культа знаний на примерах конкретных историй людей, внесших за годы Независимости значительный вклад в развитие государства".
Портреты лауреатов украсили казахские города и веси, с ними встретился и пообщался сам Елбасы Назарбаев, у них брали интервью и всячески медийно раскручивали, предоставляя площадки для донесения свежих мыслей о том, как сделать родную страну еще богаче, могуче и прекраснее.
Рис. 1. Назгуль Кенжетай и другие лауреаты конкурса "100 новых лиц Казахстана" на встрече с Нурсултаном Назарбаевым
Однако Назгуль было тесно в провинциальном Казахстане, и она отправилась в самый центр тюркского мира – в Турцию. В университетах Антальи и Стамбула непоседливая Кенжетай не столько училась, сколько моталась по командировкам в подконтрольные боевикам районы Сирии и лагеря беженцев, где готовила душещипательные репортажи о тяжкой жизни жертв войны, не забывая напомнить по чьей вине они ими стали (угадайте, кто это с двух раз). Ее опусы охотно публиковали ВВС, TRT, Bloomberg, Financial Times и другие ведущие западные издания.
Доставалось от "журналистки-расследовательницы на фрилансе", как предпочитает именовать себя Кенжетай, и России. В своих публикациях она выражала поддержку "жертве режима" Навальному, обвиняла Москву в "незаконной аннексии Крыма", потворстве "террористам" в Сирии (это она про правительственные войска), притеснениях крымских татар и иных тюркских народов, и даже в попытках защитить саудовские власти от праведного гнева мирового сообщества в связи с убийством Джамала Хашогги. Патентованного антисоветчика, верного соратника Порошенко, русофоба Мустафу Джемилева она именует не иначе, как "живой легендой тюркского мира".
Одним словом, оторвавшись от родных степей, молодая казашка, освоившая турецкий и ставшая за это время женой турецкоподанного Эмина Карачака, влилась в ряды армии "мягкой силы" Анкары и Эрдогана, поставивших себе целью объединить весь тюркский мир под своей эгидой.
Завершив свою сирийскую кампанию, Кенжетай переключилась на Россию, сосредоточив внимание на тюркских регионах.
Прикидываясь тревел-блогерами, они с мужем побывали в Якутии, на Алтае и Байкале. Главным лейтмотивом их "произведений" была неизбывная тоска по единству с соплеменниками-тюрками и печаль о том, как аборигенам этих красивейших уголков природы не сладко живется под властью чуждой их чаяниям имперской Москвы.
Естественно, все съемки проводились без аккредитаций и разрешений, ибо зачем нужны формальности, когда люди страдают. Ведь как написано в портфолио Кенжетай, для нее не "существует географических границ", а журналистику она считает "не просто профессией, а способом помочь нуждающимся и привлечь внимание мировой общественности к их проблеме".
Где-то ее и Карачака штрафовали, где-то им удавалось не привлечь к себе внимания.
Целью крайней командировки в Россию, которая, видимо, для Кенжетай и ее мужа станет последней, были Хакасия и Тува, но добрались они только до первой. Путешествие закончилось задержанием и помещением в пункт временного содержания в Абакане.
Рис. 2. Кенжетай и Карачак в Абакане
Вот как выглядит этот сюжет в интерпретации самой Назгуль Кенжетай, которую, напомним, не лишили возможности общаться с внешним миром:
"В Хакасии мы снимали видео про коренные малочисленные народы, чтобы показать их культуру (выделение Нарполита). Мы видеоблогеры… Задержали за то, что мы не взяли у них разрешение снимать пейзажи, отобрали у нас телефоны, не дали связаться с адвокатом".
Однако хакасские СМИ отмечают, что, прибыв в республику, гости не стали обращаться не только к властям (это как раз понятно), но и к представителям движения хакасского народа, избрав в качестве респондентов только тех, кто недавно принял ислам. Подавляющее большинство хакасов – православные или шаманисты-тенгрианцы. Мусульман среди них мало, как немного их и в самой республике, однако именно они заинтересовали казахско-турецкий тандем. Так чью культуру они на самом деле хотели показать.
Более того, как отмечает местный сайт 19.RUS:
"Сюжет фильма на данный момент вызывает много вопросов у тех, кто уже знаком с его задумкой. По неподтвержденным данным, отснятые кадры содержат антироссийские призывы и нацелены показать, как плохо живется тюркским народам на территории РФ. Прослеживается мысль о необходимости исламизации региона".
Данные, конечно, неподтвержденные, однако то, с какой яростью турецкие "мурзилки", в отличие от абаканских журналистов, не имевшие доступа к источникам информации на месте, называют это ложью, а также учитывая весь бэкграунд турецко-казахской фрилансерши, похоже, что это действительно так.
Естественно, Кенжетай и Карачак – не шпионы в юридическом смысле этого слова, они – солдаты информационной войны, которую Турция ведет против России, подрывая ее единство через распространение в национальных республиках идеи "Великого Турана". Жаль только, что наш МИД не видит в этом никакой угрозы для России, как, впрочем, и в русофобских выходках земляков Кенжетай в Казахстане.